В разработке
скоро здесь появится информация
ЛЕНИНГРАДСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Ленинградской
области и закупками,
объявляемыми на регулирование численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Ленинградской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Ленинградской области от 21.06.2013 г. № 38-оз «О безнадзорных животных в Ленинградской области», в ред.от 06.05.2016 г.
Ознакомиться с Законом


2. Постановление Правительства Ленинградской области от 05.05.2014 № 160 «Об утверждении порядка отлова, транспортировки и содержания в приютах безнадзорных животных на территории Ленинградской области», в ред.от 04.04.2016 г.
Ознакомиться с Постановлением


3. Приказ комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области от 14.08.2014 г. № 51 «Об утверждении средней стоимости по осуществлению отдельных государственных полномочий в сфере обращения с безнадзорными животными на территории Ленинградской области», в ред.от 20.09.2017 г.
Ознакомиться с Приказом


Ранее действовавшие, но утратившие силу:

4. Приказ управления ветеринарии Ленинградской области от 29.07.2014 г. № 12 «Об утверждении правил мечения и регистрации безнадзорных животных на территории Ленинградской области»
Ознакомиться с Приказом

Является недействующим. Утратил силу на основании Приказа Управления ветеринарии Ленинградской области от 8 апреля 2019 года N 3

5. Приказ управления ветеринарии Ленинградской области от 29.09.2015 г. № 10 «Об утверждении перечня потенциально опасных пород собак»
Ознакомиться с Приказом

Является недействующим. Утратил силу на основании Приказа Управления ветеринарии Ленинградской области от 8 апреля 2019 года N 3

Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Ленинградской области от 21.06.2013 г. № 38-оз «О безнадзорных животных в Ленинградской области», в ред. от 06.05.2016 г. определяет организационно-правовую основу и принципы обращения с безнадзорными животными на территории Ленинградской области и направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиту населения от заболеваний, общих для человека и животных, и формирование гуманного и ответственного отношения к безнадзорным животным.

  • Закон содержит перечень основных понятий, которым даны определения.
  • Законом предусмотрено, что органы исполнительной власти Ленинградской области принимают решение либо о создании специализированной службы по отлову животных, либо осуществляют соответствующие закупки этих услуг.
  • Также зафиксировано, что органы исполнительной власти Ленинградской области принимают решения о создании приютов для животных.
  • Законом определены цели осуществления отлова животных.
  • Зафиксировано, что отлов животных исключительно в целях их умерщвления запрещен. Данная норма является прогрессивной.
  • Законом установлено, что отловленные животные подлежат передаче в приют.
  • Действует ряд запретов при отлове, в частности, запрещено применять способы и технические приспособления, которые могут привести к гибели животных, травмам, увечьям, а также препараты, опасные для их жизни и здоровья.
  • Также зафиксированы обязанности организации, осуществляющей отлов.
В частности, информировать население о предстоящих отловах, а также о местонахождении приютов, куда передаются животные.

Установлена обязанность передавать безнадзорных животных в приюты в течение суток с момента их отлова.

Также подрядчик обязан вести учет всех отловленных животных.

  • Законом установлено, что безнадзорные животные содержатся в приюте до момента:
  1. возврата собственникам,
  2. передачи иным лицам, изъявившим желание принять на себя обязанности по их содержанию и новым владельцам,
  3. возврата в прежнюю среду обитания вакцинированных стерилизованных неагрессивных животных,
  4. наступления естественной смерти,
  5. проведения эвтаназии в предусмотренных случаях.

Таким образом, установлены основания для выбытия животных, в том числе, предусмотрен возврат животных в прежние места обитания.

  • Также Законом закреплены обязанности приютов в ходе содержания животных, в частности, оказания ветеринарной помощи животному, карантинированию, обеспечению должного ухода, учета, вакцинации и стерилизации.
  • Отдельной статьей перечислены основания для эвтаназии.Указано, что умерщвление безнадзорных животных допускается при обороне от нападающего безнадзорного животного, если жизнь и (или) здоровье человека (людей) находятся в опасности.
Важно отметить, что данное основание может на практике трактоваться не в пользу животных, так как при желании, любое животное можно счесть несущим угрозу, чем оправдать умерщвление при отлове.Помимо этого предусмотрено, что эвтаназия содержащихся в приюте, допускается на основании заключения специалиста в области ветеринарии в следующих случаях:

  1. для прекращения страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом;
  2. для умерщвления нежизнеспособного приплода с врожденными физическими пороками;
  3. в случае наличия у животного неизлечимых заразных болезней, в том числе общих для человека и животных;
  4. в целях предотвращения распространения карантинных и особо опасных болезней животных и ликвидации их последствий;
Таким образом, такое основания умерщвления как агрессия, отсутствует, что положительно.
В целом, рассмотренный Закон имеет гуманистический вектор.


2. Постановлением Правительства Ленинградской области от 05.05.2014 № 160 утвержден Порядок отлова, транспортировки и содержания в приютах безнадзорных животных на территории Ленинградской области».

Данный Порядок является смысловым продолжением Закона Ленинградской области от 21.06.2013 г. № 38-оз «О безнадзорных животных в Ленинградской области»

  • В Порядке указано, что в целях гуманного обращения с животными при проведении мероприятий по отлову безнадзорных животных применяются наименее травматичные методы отлова - с помощью сеток, сачков, ловушек, пищевых приманок и т.д. В случаях, когда животное невозможно отловить указанными методами, используется метод временной иммобилизации.
  • Указано, что овцы обязаны соблюдать принципы гуманного отношения к животным и общепринятые нормы нравственности.
  • Установлен ряд запретов при отлове. В частности, запрет на жестокое обращение.
  • Продублирована норма о необходимости информировании населения об отловах.
  • Продублирована норма о доставке животных в приют в течение суток.
  • Не допускается пребывание отловленного животного в транспортном средстве более шести часов.
  • Установлены требования к автомобилю для перевозке животных: его укомплектации и техническому состоянию.
  • После поступления животного в приют и проведения клинического осмотра, животное помещается в карантин, где содержится не менее 10 дней под наблюдением ветеринарного специалиста.
  • В приюте предусмотрено проведение мероприятий по обработке от паразитов, вакцинации, стерилизации (кастрации). Предусмотрен поиск владельца или новых хозяев.
  • Установлены нормы содержания животных, в частности, порядок выгула и кормления животных.
  • Продублирована норма об осуществлении учета всех отловленных животных. Установлен порядок документального оформления всех мероприятий с животными и приведены формы бланков.
Таким образом, в нормативных правовых актах Ленинградской области предусмотрено проведение всего комплекса мероприятий по регулированию численности: отлова, транспортировки в приют, клинического осмотра, карантинирования, обработки от паразитов, содержания и ухода, вакцинации, стерилизации, учета, эвтаназии по заключению специалиста в области ветеринарии в случае выявления соответствующих оснований, утилизации трупов, а также возврата неагрессивных, вакцинированных и стерилизованных животных в среду их прежнего обитания.


3. Приказом комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области от 14.08.2014 г. № 51 утверждена средняя стоимость мероприятий в сфере обращения с безнадзорными животными на территории Ленинградской области.

Установлена следующая стоимость услуг:

  • Отлов - 2764 рублей на одно безнадзорное животное,
  • Транспортировка - 1364 рублей,
  • Содержание и учет - 1933 рублей,
  • Стерилизация - 2763 рублей
  • Эвтаназия - 613 рублей.
  • Утилизация трупов - 630 рублей.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Ленинградской области
    В Ленинградской области объявляется большое число закупок на регулирование численности безнадзорных животных, объем закупаемых услуг измеряется сотнями животных.

    При объявлении закупок, муниципальные заказчики используют типовое Техническое задание. Данное ТЗ составлено подробно, четко и грамотно. Необходимо подчеркнуть, что качество подготовки ТЗ может служить примером для других регионов.

    В ТЗ предусмотрен полный комплекс мероприятий, включающий отлов, транспортировку, осмотр, карантинирование, содержание, учет, обработку, вакцинацию, стерилизацию, мечение. Эвтаназия предусмотрена в случае выявления оснований.

    Каждое мероприятие прописано подробно, с измеримыми критериями и требованиями качества.

    Таким образом, ТЗ предусматривает проведение гуманного регулирования численности популяции.

    Крайне важным является то, что услуги по содержанию и стерилизации предусмотрены для всех подлежащих отлову животных.

    Не менее важно, что заказчики понимают, что на этапе объявления закупки не возможно установить число животных, у которых в будущем будут выявлены показания для эвтаназии. Поэтому заказчики предусматривают проведение всего комплекса гуманных мероприятий в отношении всех отловленных животных, а также указывают, что число подлежащих эвтаназии животных на этапе формирования закупочной документации установить невозможно. Данное осознание является крайне передовым и выгодно отличает заказчиков данного региона.

    Еще одним крайне положительным аспектом является цена за комплекс услуг. Она составляет 8824 руб. И видится адекватной и реалистичной, позволяет оказать услуги должного качества.

    Установлена цена не только за комплекс услуг, но и цена каждой услуги, что является верным.

    Говоря о лазейках, необходимо добавить, что в ТЗ предусмотрены следующие основания для эвтаназии:

    «Умерщвление безнадзорных животных допускается при обороне от нападающего безнадзорного животного, если жизнь и (или) здоровье человека (людей) находятся в опасности.

    Эвтаназия безнадзорных животных, содержащихся в приюте, допускается на основании заключения специалиста в области ветеринарии:

    1. для прекращения страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом, в том числе при наличии у животного неизлечимого заболевания или несовместимой с жизнью травмы;
    2. для умерщвления нежизнеспособного приплода с врожденными физическими пороками;
    3. в случае наличия у животного неизлечимых заразных болезней, в том числе общих для человека и животных;
    4. в целях предотвращения распространения карантинных и особо опасных болезней животных и ликвидации их последствий».
    Из приведенных оснований для умерщвления особенно смущает первое. Так как в ходе отлова признать потенциально опасным можно практически любое животное.

    Ловец не является специалистом в области ветеринарии и кинологии и поэтому может неверно расценить поведение животного, необоснованно признав его угрожающим. Эта лазейка, по сути, позволяет умерщвлять животных при отлове, обосновывая это наличием угрозы, проверить достоверность будет невозможно.


    Дата подготовки Справки - 04.06.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ