В разработке
скоро здесь появится информация
КУРСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Курской
области и закупками,
объявляемыми на регулирование численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Курской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Курской области от 29.12.2005 г. № 119-ЗКО «О ветеринарии в Курской области», в ред. от 25.02.2019 г.
Ознакомиться с Законом


2. Закон Курской области от 19.05.2016 г. № 36-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», в ред. от 25.02.2019 г.
Ознакомиться с Законом

Дополнительная информация:


В Курской области были последовательно приняты Постановления, регламентирующие Порядок отлова и содержания безнадзорных животных: в феврале 2016 года и затем в ноябре 2016 года, но оба они были признаны утратившими силу.

-Постановление Администрации Курской области от 18.02.2016 № 90-па «Об утверждении порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Курской области»
Утратил силу на основании постановления Администрации Курской области от 10.11.2016 N 846-па, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru - 10.11.2016).
http://docs.cntd.ru/document/432896412

- Постановление от 10.11.2016 г. № 846-па «Об утверждении порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Курской области»
Утратил силу на основании постановления Администрации Курской области от 25.03.2019 N 240-па, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru - 25.03.2019)
http://docs.cntd.ru/document/444825068

На смену вышеуказанным Постановлениям пришло ныне действующее


3. Постановление Администрации Курской области от 25.03.2019 № 240-па «Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Курской области»
Ознакомиться с Постановлением
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Курской области от 29.12.2005 г. № 119-ЗКО «О ветеринарии в Курской области», в ред. от 25.02.2019 г. определяет организационно-правовые, экономические и социальные принципы построения и функционирования системы ветеринарной деятельности в Курской области в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.


2. Закон Курской области от 19.05.2016 г. № 36-ЗКО в ред. от 25.02.2019 г. наделяет органы местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

  • Законом установлены права и обязанности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий.
  • Законом установлен порядок расчета размера субвенций. При этом, предусмотрено финансирование всего комплекса мероприятий, включая отлов, транспортировку, содержание, стерилизацию, эвтаназию и утилизацию, транспортировку в места прежнего обитания.

3. Постановлением Администрации Курской области от 25.03.2019 № 240-па утвержден порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Курской области.

Данное Постановление справедливо назвать ключевым по рассматриваемому вопросу.

В Порядке указано, что он разработан в соответствии с ФЗ № 498 от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными».

  • Порядок содержит перечень ключевых понятий, которым даны определения.
  • Порядком закреплено, что животные подлежат отлову, содержанию, лечению, вакцинации, стерилизации, а также возврату на прежние места обитания. Таким образом, закреплен гуманный метод регулирования их численности.
  • Крайне важным и передовым является то, что в Порядке зафиксировано, что животных, содержащихся в местах временного содержания, умерщвлять запрещено, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий (формулировка соответствует аналогичной в ФЗ 498).
  • Введен ряд запретов при отлове, имеющих гуманистический вектор, в частности, запрет на жестокое обращение, запрет на травмирование животных.
  • Подробно описан и регламентирован процесс транспортировки и требования к автомобилю.
  • Отлов разделен на плановый и вынужденный (предусмотрено два вида отлова, по каждому установлен порядок проведения).
  • Закреплена обязанность доставки животных в пункт временного содержания в день отлова, его осмотра и составления заключения по его итогам.
  • Регламентированы мероприятия, проводимые на этапе содержания: осмотр, карантинирование, вакцинация, лечение, наблюдение, стерилизация, учет маркировка, поиск владельцев, мытье животных кормление.
Требования изложены подробно, четко.

  • Предусмотрен возврат не проявляющих агрессию животных, прошедших указанные выше мероприятия, на прежние места обитания.
  • Информация об отловленных животных является открытой и доступной.
  • К Порядку также приложены соответствующие учетные бланки.
Необходимо заключить, что рассмотренный Порядок имеет выраженный гуманистический вектор.

В отношении отловленных животных предусмотрено проведение полного комплекса мероприятий, включая ключевые - вакцинацию и стерилизацию.

В качестве метода регулирования численности популяции зафиксирован метод массовых стерилизаций, предусмотрен возврат неагрессивных, вакцинированных и стерилизованных животных в места их прежнего обитания, введен запрет на умерщвление (за исключением одного четко прописанного основания, предусмотренного ФЗ 498).

Подробно изложены требования к мероприятиям, проводимым на этапе содержания.

Порядок изложен четко.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Курской области
    В Курской области за текущий 2019 год в ЕИС размещено сравнительное небольшое число закупок.

    • Необходимо отметить, что размещаемая заказчиками закупочная документация отличается между собой (типовое ТЗ отсутствует), что не является нарушением (указывается для информации).
    • Перечень услуг, указанных в Технических заданиях, различен: имеются закупки с полным комплексом услуг, при этом, встречаются и закупки, в которых не предусмотрена ключевая услуга - стерилизация.
    • Выявлена закупка, в которой длительность содержания отловленных животных составляет 1 день, что не соответствует ветеринарным нормам (как минимум не позволяет выдержать 10-дневный карантин).
    • Особое внимание обращает на себя то обстоятельство, что в ТЗ рассмотренных закупок имеется спектр оснований для проведения эвтаназии. В частности, указаны такие основания как опасность животного для общества и признаки агрессии. Эти понятия не определены и отсутствуют измеримые и объективные индикаторы их диагностики.
    Необходимо отметить, что данные основания могут на практике приводить к злоупотреблениям, так как практически любое животное может быть признано подрядчиком опасным или агрессивным, на основании чего умерщвлено, а проверить обоснованность данного решения будет невозможно. Наличие таких нечетко формулированных оснований для эвтаназии может свести к нулю общую гуманность регионального нормативного акта и построенной на этой основе закупочной документации.

    Широкий перечень оснований для эвтаназии противоречит действующему Постановлению Администрации Курской области от 25.03.2019 № 240-па «Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Курской области», в котором основание для умерщвления только одно - необходимости прекращения непереносимых физических страданий, если они не могут быть прекращены иным способом.

    • Еще одним важным обстоятельством является то, что ряд заказчиков указывают цену за комплекс услуг в отношении одного животного, а другие - цены каждой услуги.
    В данном случае верно указывать цену каждой услуги.

    Закупки на отлов и содержание животных без владельцев относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ, в связи с этим, в соответствии с п.2 ст.42 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.


    Дата подготовки Справки - 26.04.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ