В разработке
скоро здесь появится информация
КУРГАНСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Курганской
области и закупками,
объявляемыми на регулирование численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Курганской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Решение Курганской городской Думы от 17.12.2008 г. № 343 «Об утверждении Правил содержания домашних животных на территории города Кургана», в ред. от 24.06.2014 г.
Ознакомиться с Решением



2. Закон Курганской области от 27.06.2012 г. № 37 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями в области ветеринарии», в ред. от 02.06.2017 г.
Ознакомиться с Законом


3. Постановление Правительства Курганской области от 12 декабря 2017 года № 460 «Об утверждении Порядка проведения органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территориях муниципальных районов и городских округов Курганской области»
Ознакомиться с Постановлением

Дополнительная информация:

Решением Курганской городской Думы от 14.11.2012 года № 230 были утверждены «Правила отлова и содержания безнадзорных животных на территории города Кургана», но они утратили силу с 14 ноября 2018 года на основании Решения Курганской городской Думы от 14.11.2018 N 176.
Ознакомиться с Решением

Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:
1.Решением Курганской городской Думы от 17.12.2008 г. № 343 утверждены Правила содержания домашних животных на территории города Кургана.

  • Правила определяют полномочия органов местного самоуправления города Кургана, права и обязанности владельцев домашних животных в сфере содержания домашних животных на территории города Кургана и разработаны в целях формирования целостной городской системы по улучшению содержания, использования и охраны животных, обеспечивающих интересы людей и защиту животных от жестокого обращения.
  • Правилами закреплены права и обязанности владельцев животных, а также условия содержания домашних животных и порядок их выгула.
Согласно Правилам, владелец домашнего животного имеет право:

  • приобретать и отчуждать домашних животных;
  • получать необходимую информацию и проходить теоретическую подготовку в клубах (обществах), в зоозащитных, ветеринарных и иных организациях по вопросам содержания домашних животных, их воспитания, разведения, профилактики различных заболеваний;
  • на защиту жизни и здоровья домашних животных от посягательства других лиц;
  • стерилизовать принадлежащее ему домашнее животное;
  • передать домашнее животное в приют для временного содержания;
  • провозить домашних животных всеми видами транспорта при соблюдении правил пользования соответствующими транспортными средствами;
  • обучать домашнее животное, в том числе под руководством специалиста по дрессировке;
  • пользоваться иными правами в соответствии с действующим законодательством.

Также Правилами закреплены обязанности владельцев, они следующие:

  • содержать домашнее животное в соответствии с его биологическими особенностями, гуманно обращаться с ним, в случае заболевания обеспечивать оказание ветеринарной помощи;
  • обезопасить граждан от нападения домашнего животного;
  • соблюдать санитарно-гигиенические и ветеринарные правила содержания домашних животных, в том числе вакцинировать их в ветеринарных учреждениях от бешенства и других заболеваний, опасных для человека;
  • сообщать в органы ветеринарного надзора о случаях нападения домашних животных на человека, предъявлять домашнее животное для ветеринарного осмотра;
  • немедленно сообщать в органы государственного ветеринарного надзора обо всех случаях внезапного падежа, массового заболевания или необычного поведения принадлежащих ему домашних животных;
  • в случае отказа от дальнейшего содержания, передать домашнее животное другому лицу либо поместить в приют;
  • убирать экскременты, оставленные домашним животным;
  • осуществлять утилизацию трупов домашних животных в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Таким образом, Правила не содержат норм, касающихся обращения с безнадзорными животными и порядка регулирования их численности.


2. Закон Курганской области от 27.06.2012 г. № 37 регулирует отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области в области ветеринарии.

  • Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Курганской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территориях соответствующих муниципальных районов и городских округов Курганской области.
  • Осуществление органами местного самоуправления полномочий в области ветеринарии обеспечивает Управление ветеринарии Курганской области.


3.Постановлением Правительства Курганской области от 12 декабря 2017 года № 460 утвержден Порядок проведения органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территориях муниципальных районов и городских округов Курганской области.

  • Порядок содержит перечень основных понятий, которым даны определения.
  • Согласно Порядку, отлов безнадзорных животных основывается на принципах гуманного отношения к ним и производится с применением приспособлений, препаратов и материалов, исключающих травмы, увечья и гибель животных.
  • После отлова безнадзорное животное подлежит осмотру (обследованию) на предмет выявления возможных заболеваний и наличия признаков принадлежности человеку (наличие клейма, электронного идентификационного номера, ошейника, породности) с последующим оформлением в журнале регистрации и помещение животного в специализированную организацию по содержанию.
  • Согласно Порядку, при проявлении безнадзорным животным в момент проведения отлова агрессии, представляющей реальную опасность для здоровья и жизни человека, данное животное подлежит умерщвлению в момент отлова. Таким образом, допускается умерщвление в ходе отлова. При общем гуманном векторе Порядка, данная формулировка является лазейкой, которая позволяет умерщвлять животных, что в последствии может быть объяснено их агрессией, при этом, достоверность этой информации проверить крайне сложно.
  • Информация об отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой.
  • Отловленные безнадзорные животные в день отлова размещаются в карантинном помещении, где они подлежат регистрации в журнале регистрации безнадзорных животных с оформлением регистрационной карточки безнадзорного животного (отдельно на каждое животное).
  • Период карантирования должен составлять не менее 21 дня для выявления возможных заболеваний.
  • В период нахождения в карантинном помещении безнадзорные животные осматриваются ветеринарным специалистом, им оказывается ветеринарная помощь, другие необходимые профилактические мероприятия по заключению ветеринарного специалиста.
  • После истечения срока пребывания безнадзорного животного в карантинном помещении безнадзорное животное помещается в помещения специализированной организации по содержанию, предназначенные для содержания безнадзорных животны
  • В состав работ по содержанию безнадзорных животных входят:
  1. осмотр животных;
  2. уборка и дезинфекция вольеров, отсеков (боксов), мест для прогулок и подсобных помещений, мытье и дезинфекция кормушек, поилок (мисок);
  3. кормление животных;
  4. выгул животных.
  • В случае выявления у безнадзорного животного в процессе содержания повышенной агрессии, неизлечимых болезней, вызывающих чрезмерные страдания, признаков заболеваний, общих для человека и животного, либо если у безнадзорного животного выявлены признаки заболевания бешенством (в том числе внешние) в период проведения мероприятий по профилактике и ликвидации бешенства в неблагополучном по бешенству пункте, безнадзорное животное подлежит умерщвлению.
Необходимо подчеркнуть, что наличие такого основания для умерщвления как повышенная агрессия также является лазейкой. Данное понятие не раскрыто, критерии диагностики отсутствуют. Таким образом, практически любое животное можно эвтаназировать, чем могут пользоваться недобросовестные подрядчики для минимизации затрат на содержание. Такого рода неточности и лазейки на практике могут свести к нулю гуманные нормы.

Резюмируя, необходимо отметить, что рассмотренный Порядок содержит нормы о гуманном отношении к животным, при этом, содержит целый ряд значительных упущений и лазеек.

Ключевыми являются следующие:


  • Допустимость умерщвления в ходе отлова, отсутствие запрета на отлов с целью умерщвления,
  • Отсутствие зафиксированных требований к этапу транспортировки и специальному автомобилю и его оснащению,
  • Наличие такого основания для эвтаназии как повышенная агрессивность,
  • Не прописан перечень оснований для выбытия животных из пункта временного содержания. А так же не определен порядок действий в отношении животных в случаях, если они не востребованы собственниками и не переданы новым владельцам, а установленный срок пребывания в пункте временного содержания истек,
  • Не закреплена обязанность проведения мониторинга численности популяции,
  • Отсутствует норма о проведении профилактической и разъяснительной работы с населением, направленной на формирование гуманного и ответственного отношения к животным,
  • Отсутствие прямого указания на метод регулирования численности популяции,
  • Отсутствие указание на то, что мероприятия по вакцинации и стерилизации являются обязательными (они не упоминаются и не закреплены как ключевые для гуманного снижения численности популяции). Таким образом, не предусмотрен полный комплекс мероприятий в отношении безнадзорных животных: упущены вакцинация, стерилизация, мечение. Не предусмотрен возврат в среду обитания.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Курганской области
    К закупкам, объявляемым заказчиками в Курганской области на регулирование численности безнадзорных животных, имеется целый ряд замечаний:

    • В Технических заданиях не предусмотрены ключевые услуги - вакцинация и стерилизация безнадзорных животных. Предусмотрены только услуги по отлову, транспортировке, содержанию, эвтаназии и утилизации.

    При этом, гуманное снижение численности популяции невозможно без проведения массовых стерилизаций, данная услуга должна быть предусмотрена в закупочной документации для всех отловленных животных.

    С учетом того, что в закупочной документации, размещаемой заказчиками Курганской области, услуга стерилизации не предусмотрена, неясно, каким методом регулируется численность животных и как это соответствует гуманному вектору, зафиксированному в Постановлении Правительства Курганской области от 12 декабря 2017 года № 460 «Об утверждении Порядка проведения органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территориях муниципальных районов и городских округов Курганской области».

    Важно подчеркнуть, что согласно действующему федеральному законодательству, вакцинация является обязательной и должна быть предусмотрена в отношении отловленных животных. В законодательстве отсутствует возможность замены вакцинации на умерщвление животных.

    Применение метода массового умерщвления животных для регулирования численности популяции также не предусмотрено федеральным законодательством и противоречит ему.

    • Вызывают вопросы используемые заказчиками формулировки объектов закупки: зачастую объявляются закупки на отлов агрессивных животных. Это неверно по двум причинам. Во-первых, ни заявитель, ни ловец не являются специалистами в области ветеринарии или кинологами, поэтому не могут достоверно определить на этапе отлова, является ли животное агрессивным или нет. Такая оценка может быть совершена только на этапе осмотра животного или дальнейшего наблюдения за животным, а не в ходе отлова. Во-вторых, в соответствии с действующим федеральным законодательством, в том числе, ветеринарным, отлов должен быть осуществлен в отношении всех животных, находящихся в общественных местах без владельца, а не только агрессивных. Сужение объекта закупки только до отлова агрессивных животных неправомерно.
    • Цена, объявляемая заказчиками за комплекс услуг в отношении одного животного является низкой, нерыночной. В ряде случаев цена за комплекс составляет 1600 - 2000 рублей. Очевидно, что за данную сумму крайне затруднительно добросовестно оказать весь комплекс мероприятий по гуманному регулированию численности.

    Вероятно, именно по причине нерыночной цены на значительное число из объявляемых закупок не поступает ни одной заявки от потенциальных подрядчиков. Что, в свою очередь, грозит срывом плановых мероприятий по регулированию численности, ухудшением ситуации и увеличением масштабов проблемы переизбытка популяции.

    Данная цена, в сочетании с отсутствием в закупочной документации требования о вакцинации и стерилизации животных, дает основания полагать, что на практике для регулирования численности применяется метод отлова с последующим умерщвлением всех или большинства животных.

    • Последнее, что необходимо отметить, это порядок формирования цены. Заказчики объявляют цену за комплекс услуг в отношении одного животного, что является неверным. Закупки на отлов и содержание животных без владельцев относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ. В связи с этим, в соответствии с п.2 ст.42 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.


    Дата подготовки Справки - 25.03.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ