В разработке
скоро здесь появится информация
РЕСПУБЛИКА
КРЫМ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Республики Крым и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Республике Крым
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Республики Крым "О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Республике Крым" от 28.06.2016 № 260-ЗРК/2016

2. Постановление Совета министров Республики Крым от 20.12.2016 № 617 «Об утверждении Порядка содержания в приютах и отлова безнадзорных животных на территории Республики Крым»;

3. Постановление Совета министров Республики Крым от 3 февраля 2017 г. № 32 "Об утверждении Порядка расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Крым на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Республики Крым по отлову и содержанию безнадзорных животных", в ред. От 17.04.2018 № 177.
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон и Порядок написаны подробно, содержат четкие формулировки, а также перечень понятий и их определений.

2. В республике Крым нормативно закреплен гуманный и ответственный подход к регулированию численности безнадзорных животных, который проходит красной нитью через весь текст Закона и Порядка. Данные нормативно-правовые акты не противоречат друг другу.

Отдельными пунктами Закона зафиксированы принципы защиты животных, суть которых сводится к системному подходу по недопущению жестокого обращения с животными, запрет на его пропаганду, а также зафиксирована необходимость популяризации гуманного отношения. Введены прямые запреты на действия в отношении животных, имеющие признаки жестокого обращения.

3. Мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных предусматривают отлов, транспортировку, клинический осмотр, карантинирование, содержание, вакцинацию, стерилизацию, учет, мечение, эвтаназию по заключению специалиста в области ветеринарии, утилизацию трупов.

4. Установлен запрет на отлов животных исключительно с целью их умерщвления.

5. Установлен запрет на отлов животных, имеющих метку, за исключением животных, проявляющих агрессию.

6. Отловленные животные подлежат передаче в приют в течение суток с момента отлова.

7. При отсутствии приютов или мест в них, предусмотрена возможность возврата животных в места их прежнего обитания, после осуществления мечения, вакцинации и стерилизации.

Таким образом, в республике Крым предусмотрена возможность реализации метода ОСВВ для регулирования численности безнадзорных животных.

8.Закон устанавливает требования не только к порядку регулирования численности безнадзорных животных, но и содержит более широкий перечень норм.

В частности, зафиксированы обязанности владельцев животных в ряде ситуаций, таких как приобретение, потеря, отчуждение, а также регистрация, содержание, выгул животного.

Установлен запрет на коммерческое разведение и торговлю животными без соответствующего разрешения.

9. Установлен ограниченный перечень ветеринарных оснований для проведения эвтаназии, состоящий из четырех пунктов.

10. Зафиксирована обязанность проведения мониторинга численности популяции безнадзорных животных не реже двух раз в год.

Действующие в республике Крым Закон и Порядок можно рекомендовать представителям других субъектов Российской Федерации к рассмотрению в качестве примера при подготовке или доработке региональных нормативных актов, определяющих порядок отлова и содержания безнадзорных животных.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в \ Республике Крым
    (проведен мониторинг и анализ закупок за 2018 год: 2,3,4 кварталы)
    • Закупочная документация, размещаемая заказчиками, предусматривает проведение всего комплекса мероприятий в отношении безнадзорных животных, в частности, отлова, транспортировки, карантинирования, содержания, вакцинации, стерилизации, эвтаназии при наличии ветеринарных оснований.

    При этом, обращает на себя внимание тот факт, что в ряде закупок заказчики указывают число животных, подлежащих отлову, с последующим содержанием, вакцинацией и стерилизацией, а так же точное число животных, подлежащих эвтаназии. Необходимо подчеркнуть, что заказчику на этапе объявления закупки не может быть известно, у скольких животных по итогам осмотра будут выявлены показания для проведения процедуры эвтаназии. Такое указание содержит признаки необъективности при описании объекта закупки, чем нарушает ст.33 ФЗ 44 и может быть основанием для отмены закупки.

    • Необходимо отметить, что в республике Крым развита зоозащитная деятельность. Об этом свидетельствует наличие целого ряда организаций, зоозащитной направленности, имеющих официальный статус (их перечень приведен в таблице ниже), принимающих активное участие в закупках, в дальнейшем реализующих контракты в качестве исполнителей.

    При этом, нельзя не отметить, что в республике не развита практика обращения в УФАС при наличии признаков нарушений в закупочной документации. В частности, на те закупки, в которых содержалось вышеизложенное требование (о числе животных, подлежащих эвтаназии), не были поданы соответствующие жалобы.

    • Даже с учетом вышеизложенно, необходимо отметить, что размещаемая заказчиками закупочная документация в целом является одной из лучших в Российской Федерации: является подробной, четкой, имеет выраженный гуманистический вектор. Данное качество закупочной документации позволяет порядочным подрядчикам становиться участниками закупочных процедур и в дальнейшем реализовывать контракты.
    • Заказчики используют следующие способы определения поставщика: открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок.
    • Начальная максимальная цена контракта определяется нормативным методом, на основании Постановления Совета министров Республики Крым от 3 февраля 2017 г. № 32 "Об утверждении Порядка расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Крым на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Республики Крым по отлову и содержанию безнадзорных животных" с изменениями от 17.04.2018 № 177.
    • На цели регулирования численности безнадзорных животных выделяются многомилионные средства. Объявленные закупки характеризуются большим объемом, позволяющим производить масштабную работу по гуманному снижению численности.
    • Практически отсутствуют закупки, на участие в которых не подано ни одной заявки. Чаще всего поступает одна заявка, реже две заявки. В большинстве случаев победителем является организация с зоозащитной направленностью.
    В целом, за исключением вышеописанного признака нарушения, можно назвать ситуацию в республике Крым благополучной в части качества нормативного-правового регулирования, прозрачности и эффективности закупочной деятельности на регулирование численности безнадзорных животных, активности и организованности представителей зоо-сообщества.



    Дата подготовки Справки - 20.11.2018 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ