В разработке
скоро здесь появится информация
КРАСНОЯРСКИЙ
КРАЙ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Красноярского края и закупками, объявляемыми на
регулирование численности животных без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Красноярском крае
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1.Законом Красноярского края от 18.06.2009 № 8-3440 «О отдельных полномочиях Правительства Красноярского края в области ветеринарии»
Ознакомиться с Законом


2. Постановлением Правительства Красноярского края от 04.06.2013 № 284-п «Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Красноярского края»
Ознакомиться с Постановлением


3. Законом Красноярского края от 13.06.2013 N 4-1402 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову, учету, содержанию и иному обращению с безнадзорными домашними животными"
Ознакомиться с Законом


4. Приказом Министерства сельского хозяйства Красноярского края от 15.12.2014 № 686-о «Об утверждении порядка, форм, периодичности и сроков проведения проверок за осуществлением исполнительными органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края переданных отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову, учету, содержанию и иному обращению с безнадзорными домашними животными.
Ознакомиться с Приказом


5. Распоряжением Администрации города Красноярска от 26.02.2016 № 9-гх «Об утверждении Регламента работы по отлову и содержанию безнадзорных животных в г. Красноярске»
Ознакомиться с Распоряжением
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Законом Красноярского края от 18.06.2009 № 8-3440 к отдельным полномочиям Правительства Красноярского края в области ветеринарии отнесены, в том числе, следующие:- организация проведения на территории Красноярского края мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;

  • установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Красноярского края и организация проведения указанных мероприятий.


2.Постановлением Правительства Красноярского края от 04.06.2013 № 284-п утвержден Порядок отлова и содержания безнадзорных животных на территории Красноярского края.

  • В Порядке дано определение понятию «безнадзорное животное».
  • В Порядке зафиксированы требования к организациям, осуществляющим отлов и содержание безнадзорных животных.
К таким требованиям, в том числе, относится наличие оборудования, специализированного автотранспорта, пункта временного содержания.

  • Установлено требование, согласно которому о начале и периоде действия мероприятий по отлову безнадзорных животных население должно быть информировано через средства массовой информации не менее чем за три дня до их проведения.
  • В Порядке зафиксировано, что основным способом отлова безнадзорного животного является метод иммобилизации (временной парализации), который осуществляется путем выстрела из пневматического оружия с применением специальных средств. Для отлова безнадзорного животного возможно применение сети ловчей, захватки с самозатягивающейся петлей, сачка летающего.
  • Установлен ряд запретов при отлове, в частности запрет на применение при отлове и транспортировке способов, препаратов и технических приспособлений, влекущих увечье, травму животных либо опасные для их жизни и здоровья.

Также зафиксирован запрет на жестокое обращение с животными при их отлове.

  • Наряду с этим важно отметить, что отсутствует прямой запрет на отлов исключительно с цель умерщвления.
  • Также в данном нормативном правовом акте не зафиксирован общий концептуальный подход к регулированию численности, который должен базироваться на гуманном отношении к животным.
  • Порядком установлено, что после отлова животные должны быть доставлены в пункт временного содержания, после чего в отношении животных проводится клинический осмотр специалистом в области ветеринарии. Также установлен срок проведения данного осмотра - он должен быть осуществлен в день отлова.
  • Зафиксировано, что ветеринарный специалист непосредственно после клинического осмотра каждого безнадзорного животного составляет заключение о его клиническом состоянии.
  • Вместе с тем, важно отметить, что не зафиксирована обязанность оказания неотложной помощи раненным или больным животным непосредственно после отлова и поступления в пункт временного содержания.
  • Зафиксированы обязанности организаций по отлову безнадзорных животных при осуществлении их содержания, в частности, обязанность принимать меры по недопущению размножения животных, а также обязанность обеспечивать оказание ветеринарной помощи в ходе содержания.
  • Установлено, что отловленные безнадзорные животные содержатся в пункте временного содержания в течение 7 календарных дней после их клинического осмотра.

В случае если в течение данного срока животные не востребованы их собственниками, организация по отлову безнадзорных животных безвозмездно передает их по акту передачи физическим или юридическим лицам, желающим их принять, либо в приют для животных.

В случае отсутствия волеизъявления физических или юридических лиц о принятии животных организация по отлову выпускает животных после проведения необходимых лечебно-профилактических мероприятий (вакцинации против бешенства, стерилизации, кастрации) в среду обитания в месте отлова.

Таким образом, Порядком предусмотрена возможность возврата животных в среду их прежнего обитания.

  • Установлен следующий перечень оснований для проведения эвтаназии:
  1. наличие признаков зооантропонозных заболеваний, общих для человека и животных;
  2. для прекращения страданий безнадзорного животного, если они не могут быть прекращены иным способом;
  3. в состоянии необходимой обороны либо в состоянии крайней необходимости при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества и государства.
Важно отметить, что третье основание допускает широкие возможности для трактовки, следовательно, может являться лазейкой для недобросовестных подрядчиков при реализации контрактов на регулирование численности безнадзорных животных.

  • Также закреплена норма о том, что информация об отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой.
  • Помимо этого закреплена норма, согласно которой информация о местонахождении пунктов временного содержания безнадзорных животных, подлежит размещению на официальном сайте министерства сельского хозяйства Красноярского края.
Данная норма соблюдается на практике - http://krasagro.ru/pages/info/states/dogs

  • Вместе с тем, необходимо отметить, что рассматриваемый Порядок содержит ряд упущений, а частности, в нем полностью отсутствует описание порядка проведения транспортировки отловленных животных, отсутствуют требования к специализированному автомобилю и его оснащению. Помимо этого, отсутствует перечень мероприятий, необходимых к проведению на этапе содержания, а также не требования к качеству проведения данных мероприятий. Это упущение осложняет и делает практически невозможным реальный контроль со стороны заказчика за работой подрядчика на данном этапе.
  • Не менее важны является то, что отсутствует норма о необходимости проведения разъяснительной и профилактической работы с населением, направленной на пропаганду ответственного отношения к животным.
  • Также отсутствует норма о проведении мониторинга численности популяции для объективного формирования объема соответствующих закупок на регулирование численности.


3. Закон Красноярского края от 13.06.2013 N 4-1402 наделяет исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову, учету, содержанию и иному обращению с безнадзорными домашними животными.

Закон устанавливает права и обязанности уполномоченных органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления, регламентируют порядок предоставления финансового обеспечения и отчетности за него.


4. Приказ Министерства сельского хозяйства Красноярского края от 15.12.2014 № 686-о устанавливает порядок, формы, периодичность и сроки проведения проверок за осуществлением исполнительными органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края переданных отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову, учету, содержанию и иному обращению с безнадзорными домашними животными. Данный Приказ подробно описывает основания для осуществления плановых и внеплановых проверок, порядок их проведения и состав процедур проверки.


5. Распоряжением Администрации города Красноярска от 26.02.2016 № 9-гх утвержден Регламент работы по отлову и содержанию безнадзорных животных в г. Красноярске.

Положения Регламента распространяются на работы по отлову и содержанию безнадзорных животных, выполняемые в рамках муниципального контракта, устанавливают требования к данным работам.

  • Регламентом зафиксировано, что регулирование численности безнадзорных и бродячих животных должно учитывать биологические закономерности и социально-нравственные аспекты и отвечать требованиям гуманности и современным технологиям, исключающим убийство животных и жестокое обращение с ними.
Данная важная норма дополняет собой нормы, изложенные в Постановлении Правительства Красноярского края от 04.06.2013 № 284-п.

  • В Регламенте перечислены федеральные нормативные правовые акты, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении работ по регулированию численности.
  • Регламентом установлены требования к персоналу организации по отлову, в частности, к наличию удостоверения и спецодежды.
  • Также Регламентом установлены требования к пункту временного содержания.
В частности, установлены требования к помещению, в котором содержатся животные: отоплению, освещению, вентиляции, размерам боксов, порядку кормления, рациону питания, выгулу. Нормы изложены подробно.

  • Регламентом установлен срок содержания животных, равный 10 дням (что больше 7-дневного срока, зафиксированного в Постановлении Правительства Красноярского края от 04.06.2013 № 284-п).
  • В Регламенте подчеркнуто, что любой миорелаксант в завышенной дозе опасен для человека и животного. Применяемая доза веществ для обездвиживания животных должна быть безопасна для их здоровья и жизни. Подчеркнута необходимость гуманного обращения с животными и исключения возможности их травмирования и гибели при отлове.
  • Регламент также содержит нормы транспортировки и требования к спецоавтомобилю для перевозки животных.
  • Отдельная глава Регламента посвящена учету мероприятий, проводимых с животными. Требования к учету и порядку отчетности изложены подробно, четко. Важным требованием является требование о постоянном видео наблюдении в пункте временного содержания с записью и сохранением отснятого материала. Аналогичное требование зафиксировано в отношении процедуры отлова и процедуры стерилизации (кастрации). Услуга по стерилизации и кастрации считается выполненной только при наличии ветеринарного журнала и видеосъемки.
Важно отметить, что данные требования являются передовыми и повышают прозрачность мероприятий по регулированию численности.

  • Отдельная глава Регламента посвящена взаимодействию с представителями общественности. Предусмотрено их присутствие на ключевых мероприятиях, в частности, на отлове, а также в пункте содержания животных. Предусмотрено содействие волонтеров в поиске законного владельца или нового хозяина. Важным является право представителей общественности производить проверку указанных подрядчиком данных на предмет их достоверности, вести фото и видео фиксацию выявленных нарушений, контролировать качество содержания животных.
  • В Регламенте зафиксирован полный комплекс мероприятий в отношении животных, включающий отлов, транспортировку, осмотр, содержание, карантинирование, стерилизацию (кастрацию), чипирование, передачу владельцу, выпуск в среду прежнего обитания.
  • В целом необходимо отметить, что рассматриваемый Регламент является подробно изложенным, имеет гуманистический характер и дополняет собой нормы, закрепленные в Постановлении Правительства Красноярского края от 04.06.2013 № 284-п., особая роль в Регламенте отведена общественному контролю.
Таким образом, необходимо заключить следующее:

Нормативные правовые акты, действующие в данном субъекте, в целом, имеют гуманистический вектор. В них предусмотрен полный комплекс мероприятий в отношении безнадзорных животных, включая стерилизацию и возврат в среду обитания.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Красноярском крае
    (Анализ проведен на основании мониторинга выборки закупок за 2018 год)
    • Ситуация с закупками на регулирование численности безнадзорных животных в Красноярском крае вызывает значительные нарекания и требует изменения.
    Данные закупки имеют признаки нарушения действующего федерального и регионального законодательства и представляют собой закупки на эвтаназию большинства или всех отловленных животных.

    Заказчики на этапе объявления закупки заранее подменяют результаты будущего ветеринарного осмотра и прописывают число животных, в отношении которых процедура эвтаназии должна быть применена.

    Такие действия заказчика содержат признаки нарушения норм ФЗ 44 (необъективность описания объекта закупки), а регулирование численности через массовые эвтаназии противоречит региональному законодательству, на которое тут же ссылаются заказчики.

    Таким образом, различные части закупочной документации по смыслу противоречат друг другу.

    • Услуга содержания и стерилизации предусмотрена только для малой части отловленных животных.
    • Совершенно неясно, какова необходимость проведения эвтаназии и утилизации большей части отловленных животных при условии того, что в региональном законодательстве предусмотрена возможность выпуска стерилизованных, вакцинированных и неагрессивных животных в среду их прежнего обитания.
    • Описанные выше действия заказчиков данного субъекта по формированию закупочной документации ставят порядочных подрядчиков в ситуацию, когда они либо нарушат ТЗ, либо нормы действующего законодательства.
    Например, подрядчик отловил число животных, установленное в ТЗ. После чего, согласно ТЗ, был осуществлен их осмотр. При этом, в ходе осмотра у отловленных животных не были выявлены основания для эвтазании, ограниченный перечень которых зафиксирован в региональных нормативно-правовых актах, а также в федеральном законодательстве. Результаты осмотра каждого животного подрядчик обязан достоверно задокументировать в форме акта. Весте с тем, заказчик не предусмотрел возможности содержания всех отловленных животных. Таким образом, подрядчик будет поставлен в ситуацию, когда он либо должен нарушить закон, незаконно эвтанизировав большую часть животных во исполнение ТЗ (а также подделать в Акте результаты вет.осмотра), либо, отклониться от ТЗ и далее содержать за свой счет большую часть отловленных животных.

    • Важно подчеркнуть, что ситуация с закупками на регулирование численности практически сводит к нулю качество и гуманных вектор региональных нормативно-правовых актов.
    • Число закупок на регулирование численности в данном регионе крайне большое (вероятно, это связано с большой площадью данного субъекта), закупки характеризуются высоким объемом и многочисленностью, выборка закупок приведена в таблице ниже.
    • Число подрядчиков, оказывающих данные услуги, также высокое, рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции, практически отсутствуют закупки, на которые не было подано ни одной заявки. Обычно потенциальными подрядчиками подается одна или две заявки.


    Дата подготовки Справки - 06.01.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ