В разработке
скоро здесь появится информация
КРАСНОДАРСКИЙ
КРАЙ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Краснодарского края и закупками,
объявляемыми на регулирование численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Краснодарском крае
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Постановление Губернатора Краснодарского края "Об утверждении Порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края" № 300 от 07.04.2014, ред. от 21.12.20017 г.;

2. Закон Краснодарского края «О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае» № 800-КЗ от 02.12.2004, в ред. От 05.10.2018;

3. Закон Краснодарского края от 20.12.2017 года № 3722-КЗ «О краевом бюджете на 2018 и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Краснодарского края от 02.12.2004 № 800-КЗ «О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае» регулирует отношения в сфере содержания и защиты домашних животных, устанавливает требования к содержанию и порядку выгула домашних животных, устанавливает обязанность владельцев по регистрации животных, таким образом, содержит общие требования и нормы, действующие в отношении владельцев животных.


2. Согласно Постановлению Губернатора Краснодарского края "Об утверждении Порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края" № 300 от 07.04.2014, ред. от 21.12.20017 г., мероприятия по регулированию численности животных на территории Краснодарского края предусматривают отлов, транспортировку, клинический осмотр, содержание, учет, вакцинацию, стерилизацию, эвтаназию по заключению специалиста в области ветеринарии, подбор трупов, утилизацию трупов.

3. Организацию мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края осуществляют органы местного самоуправления в Краснодарском крае.

4. Установлен перечень запретов, обязательных к соблюдению при осуществлении отлова животных.

5. Установлена обязанность доставки отловленных животных в пункт временного содержания (приют).

Правила определяют, что отловленные животные в день отлова доставляются в пункт временного содержания (приют) для их содержания и учета количества отловленных безнадзорных животных на территории Краснодарского края.

6. Правилами установлено, что специалист в области ветеринарии осуществляет оценку степени агрессивности животного. Вместе с тем, градация степеней агрессивности и порядок ее диагностики не регламентированы. При этом, результат данной оценки напрямую влияет на дальнейшие мероприятия в отношении животного, в том числе, по ее итогу допускается проведение эвтаназии.

7. Установлена длительность карантина, составляющая 10 дней, с возможностью его продления еще на 5 дней. Вместе с тем, общая длительность содержания животных в пункте временного содержания не определена.

8. Правила устанавливают, что в случае обращения владельца отловленного животного в пункт временного содержания, оно возвращается владельцу после подтверждения им права собственности или иного вещного права на животное. При этом, пункт временного содержания (приют) вправе требовать возмещения его владельцем расходов, связанных с содержанием

9. Правила устанавливают следующие сроки проведения стерилизации отловленных животных:

В случае если отловленное безнадзорное домашнее животное не востребовано его владельцем в течение шести месяцев со дня отлова, оно подлежит стерилизации (кастрации).В случае если отловленное безнадзорное животное не востребовано в течение 20 дней со дня отлова, оно подлежит стерилизации (кастрации).

При этом, отсутствуют четкие критерии и порядок разграничения животных двух вышеуказанных категорий (В Правилах только даны определения двум обозначенным понятиям, но порядок отнесения животного к одной из этих категорий не установлен)..

10. Подробно расписаны мероприятия, проводимые на этапе содержания животного (в частности, мытье, дегельминтизация, оказание первой ветеринарной помощи, послеоперационная реабилитация, маркировка, кормление, выгул).

11. Установлен перечень ветеринарных оснований для проведения эвтаназии, состоящий из трех пунктов, в том числе, по критерию агрессивности.

12. Важно отметить, что в исходной версии Правил был предусмотрен выпуск (возврат) животных в прежнюю среду обитания после проведения в их отношении комплекса мероприятий. В действующей редакции данный пункт исключен (отсутствует). Таким образом, возможность возврата не предусмотрена.

Для полноты и объективности картины, необходимо отметить, что утверждение о том, что имеется запрет на выпуск животных в среду их прежнего обитания является не верным.

Наряду с вышесказанным, необходимо отметить, что в Правилах имеют место следующие упущения:

1. Нормативно не зафиксирована необходимость проведения мониторинга и подсчёта численности популяции для объективного определения числа безнадзорных животных на соответствующей территории.

Данное обстоятельство может приводить к тому, что муниципальные заказчики при объявлении закупок на регулирование численности необоснованно определяют объем закупки: либо завышая объем необходимых для реализации услуг, либо занижая его.

В случае завышения заказчиком объема фактически необходимых услуг при объявлении закупки, это может привести к ограничению конкуренции, так как участники рынка могут отказаться от подачи заявки в связи с тем, что могут счесть необходимый к выполнению объем превышающим их актуальные возможности.

В случае занижения заказчиком объема услуг при объявлении закупки, это может привести к значительному снижению эффективности мер по регулированию численности и недостаточности данного регулирования для обеспечения целей закупки.

2. Зафиксированные в рамках Правил требования к порядку регулирования численности безнадзорных животных, можно скорее отнести к условной категории гуманных, в месте с тем, во многих пунктах Правил приведены общие, размытые, недостаточно конкретные формулировки, допускающие возможность широкой трактовки изложенных норм.

В частности, отсутствует прямой запрет на отлов животных исключительно с целью их умерщвления.

Отсутствует описания метода регулирования численности как такового, а также не зафиксирован системный подход к решению данной проблемы.

Отсутствует запрет на применение миорелаксантов курареподобного действия.

Отсутствует однозначное требование о доставке животных живыми и неповрежденными в пункт временного содержания.

Отсутствие в региональном нормативном акте четких норм может привести к снижению прозрачности и эффективности закупочной деятельности.

На основании сказанного выше, необходимо констатировать, что действующие Правила нуждаются в доработке в части уточнения изложенных норм и формулировок.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Краснодарском крае
    (Анализ проведен на основании мониторинга выборки закупок за 2018 год):

    • Основной характеристикой закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Краснодарском крае является чрезвычайно низкая цена за услуги (по отлову и содержанию). При этом, в Технических заданиях большинства закупок содержится требование о проведении отлова и содержания животных, в некоторых - на срок до 180 дней.

    Очевидно, что последствиями данного диссонанса между низкой ценой и высокими требованиями будут являться ситуации, когда уровень конкуренции будет являться низким, на значительное число закупок не будет подано ни одной заявки (как и происходит в Краснодарском крае), что, в свою очередь, вызывает ситуацию, когда часть времени у муниципалитета отсутствует действующий контракт и численность не регулируется, следовательно, в данный период популяция увеличивает численность, отсутствует возможность оперативного реагирования на заявки от населения. Еще более негативным можно считать последствие, когда муниципальный контракт заключен, но данные услуги не будут выполняться добросовестно и в должном объеме, их качество не будет соответствовать действующим нормативно-правовым актам, вместе с тем очевидно, что подрядчик будет склонен «закрывать глаза» при приемке услуг, ввиду малого числа потенциальных подрядчиков, производя оплату таких услуг.

    Таким образом, низкая цена, объявляемая муниципальными заказчиками (примеры закупок приведены в таблице ниже) на услуги отлова и содержания безнадзорных животных препятствует добросовестной конкуренции и полноценной реализации комплексного подхода к решению проблемы.

    Еще более странной выглядит данная ситуации при сопоставлении закупок с разным объектом между собой.

    Так, цена на отлов и содержание животного (за единицу) составляет в среднем 1300 рублей, при этом цена за подбор трупа составляет 1350 рублей. Совершенно неясно, почему разовая услуга по подбору трупа имеет цену сопоставимую или даже выше, чем услуга, включающая в свой состав отлов, транспортировку, осмотр, содержание, вакцинацию и стерилизацию.

    Нельзя также не отметить, что цена, объявляемая заказчиками в Краснодарском крае на данный вид закупок, в несколько раз ниже цен на аналогичные услуги, объявляемых в соседнем, географически и экономически схожем регионе - Ростовской области.

    Ниже приведены примеры закупок с аналогичным объектом по Ростовской области за 2018 год.

    • Закупочная документация, размещенная заказчиками Краснодарского края значительно отличается между собой как по содержанию и сути закупаемых услуг, так и по степени подробности изложения требований ТЗ. Наряду с закупками на отлов и содержание животных, включая осмотр, вакцинацию и стерилизацию, закупаются услуги на массовую утилизацию 100% отловленных животных.

    Требования, изложенные заказчиками в ТЗ, не всегда строго соответствуют Правилам, по сути являясь «вариациями» вокруг них.

    Ряд технических заданий являются чрезвычайно краткими, не содержащих четких и исчерпывающих требований к услугам, что в дальнейшем может создать препятствия для объективной и качественной приемки заказчиком оказанных подрядчиком услуг.

    В ряде ТЗ, размещенных заказчиками, содержатся признаки нарушений действующего законодательства. Показательным будет следующий пример:

    Заказчики указывают, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Вместе с тем, объектом закупки в данном случае является комплекс работ (отлов и содержание).

    По этой причине данные закупки относится к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ. В связи с этим, в соответствии с п. 2 ч.42 ФЗ 44, в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.

    Вышеизложенная позиция зафиксирована рядом Решений Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы Ростовской области по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно: Решением от 26.02.2018 по делу №248/03, Решением 05.07.2018 по делам 1212/05 и 1218/05, Решением от 26.07.2018 по делам 1327/03, 1354/03, 1353/03.

    • Необходимо отдельно отметить, что ряд закупок являются закупками на массовую эвтаназию 100% отловленных животных или на отлов вникуда (когда не предусмотрено ни содержания, ни эвтаназии), что противоречит нормам федерального и регионального законодательства. Важно подчеркнуть, что такого рода закупки являются закупками с высокими коррупционными рисками, так как неясно, каким образом заказчик может проверить качество, объем и полноту оказания услуг.

    • В ряде закупок не установлена длительность содержания животных, в некоторых установлена длительность, равная 180 дням, в некоторых - равная длительности карантина.

    Необходимо отметить, что отсутствие четкой информации о требуемой длительности содержания отловленных животных может также являться фактором, ограничивающим здоровую конкуренцию, а также признаком необъективности при описании объекта закупки. Неясно, каким образом заказчик будет контролировать полноту оказания подрядчиком услуг, если требуемая длительность содержания не зафиксирована.


    Видится целесообразным:

    • Доработка и внесение уточнений в Правила,
    • Подготовка типового, подробного ТЗ для муниципальных заказчиков, включающего весь комплекс работ: отлов, транспортировку, осмотр, карантинирование, содержание, вакцинацию, стерилизацию;
    • Пересмотр порядка формирования цены.


    Дата подготовки Справки - 21.11.2018 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ