В разработке
скоро здесь появится информация
КОСТРОМСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Костромской
области и закупками,
объявляемыми на регулирование численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Костромской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Законом Костромской области от 16.07.2014 № 564-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации».
Ознакомиться с Законом


2. Приказом Управления Ветеринарии Костромской области от 01.12.2014 № 147 «О утверждении методических рекомендаций»
Ознакомиться с Приказом


3. Решением Думы города Костромы от 25.04.2013 № 60 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Костромы»
Ознакомиться с Решением
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Костромской области от 16.07.2014 № 564-5-ЗКО регулирует отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области отдельными государственными полномочиями Костромской области по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

  • Закон регламентирует порядок передачи финансовых средств органам местного самоуправления для осуществления переданных государственных полномочий, а также порядок отчетности за данные средства. И не регламентирует собственно мероприятия по сокращению численности.


2. Приказом Управления Ветеринарии Костромской области от 01.12.2014 № 147 утверждены методические рекомендации по реализации органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

  • В Методических рекомендациях содержится перечень ключевых понятий, которым даны определения.
  • Методическими рекомендациями установлено, что регулирование численности безнадзорных животных должно осуществляться гуманными методами и исключать жестокое обращение.
  • Зафиксировано требование о проведении отлова с помощь приспособлений, исключающих травмы, увечья или гибель животных.

При этом, отсутствует норма о запрете на проведение отлова исключительно с целью умерщвления животных.

  • Зафиксирована обязанность специализированной организации доставлять отловленных животных в пункт временного содержания в день отлова.
  • Установлено, что при передаче животного в пункт временного содержания оформляется акт.
  • Зафиксирован принцип открытости информации об отловленных животных.
  • Установлены требования к порядку транспортировки животных, а также к специализированному автомобилю и его оснащению.
  • Зафиксировано, что при погрузке, транспортировке и выгрузке животных должны применяться устройства и методы, предотвращающие травмы, увечья и гибель животных.
  • Отдельная глава Методических рекомендаций посвящена порядку содержания животных.
  • Перечислен состав мероприятий, проводимых на этапе содержания, а именно: прием животных и оформление карточки учета, клинический осмотр и составление соответствующего акта, содержание животных не менее 10 дней, кормление, уборка и дезинфекция мест содержания, поиск владельца и возврат животных их владельцам, передача животных заинтересованным гражданам и организациям.
  • Наряду с вышесказанным, важно подчеркнуть отсутствие требования о проведении указанного выше клинического осмотра животных строго в день поступления в пункт временного содержания.
  • Помимо этого, не зафиксирована обязанность оказания неотложной помощи раненным или больным животным непосредственно после их поступления в пункт временного содержания.
  • Ключевым упущением является то, что в перечне мероприятий, проводимых на этапе содержания, не указана стерилизация (кастрация).

Помимо этого, массовая стерилизация не указана как основной метод регулирования численности популяции.

  • Также не определен порядок действий в отношении животных в случаях, если они не востребованы собственниками и не переданы новым владельцам, а установленный срок пребывания в пункте временного содержания истек. Возврат в среду обитания не предусмотрен.
  • Помимо этого, отсутствует норма об обязательном проведении мониторинга численности популяции для объективного определения объема закупаемых услуг на отлов и содержание.
  • Отсутствует норма о проведении профилактической и разъяснительной работы с населением, направленной на формирование гуманного и ответственного отношения к животным.
  • Методическими рекомендациями продублирована норма Ветеринарных правил об обязанности вакцинации против бешенства всех находящихся на содержании животных.
  • Установлена норма о том, что в случае, если животное представляет угрозу для жизни или здоровья человека, оно может быть умерщвлено. При этом, понятие угрозы не раскрыто, следовательно, может трактоваться широко, а данная норма может являться лазейкой и давать возможность злоупотреблений для минимизации затрат на содержание животных.
Важно подчеркнуть отсутствие ограниченного и четко сформулированного перечня ветеринарных оснований для проведения эвтаназии.

  • Приложением к Методическим рекомендациям являются типовые формы (бланки) Заявления на отлов безнадзорных животных, Акта отлова безнадзорного животного, Акта приема-передачи безнадзорного животного, Карточки учета безнадзорного животного, акта освидетельствования отловленного животного, Акта вакцинации безнадзорного животного против бешенства, Акта эвтаназии безнадзорного животного, Акта утилизации трупа, а также Заявки на предоставление субвенций из областного бюджета и отчета о расходовании.
Интересным является тот факт, что в предусмотренных бланках процедура стерилизации упомянута, при этом, в самих Методических рекомендациях она никак не регламентирована.


3. Решением Думы города Костромы от 25.04.2013 № 60 утверждены Правила благоустройства территории города Костромы.

Статья 16 регламентирует правила содержания домашних животных в квартирах и домовладениях, а также их выгула и перевозки, помимо этого установлены обязанности для владельцев животных и ряд запретов.

  • В частности, установлена обязанность владельцев домашних животных проводить вакцинацию животных против особо опасных заболеваний.
  • Помимо этого установлена обязанность поддерживать санитарное состояние жилого помещения, где содержится животное.
  • Важной обязанностью является обязанность осуществления уборки за животным после дефекации в общественном месте.
  • Помимо перечисленных выше установлены обязанности по обеспечению тишины, предотвращению агрессивного поведения животного с целью соблюдения прав других граждан.
  • При отказе от дальнейшего содержания домашнего животного владелец обязан доставить его либо в ветеринарное учреждение, либо в специально созданное муниципальное учреждение города Костромы с целью отказа от права собственности на него.
  • Подчеркнута необходимость гуманного обращения с животными, зафиксирован запрет на оставление их без пищи и воды, а также без ветеринарной помощи. Запрещено проведение боев с участием животных и их натравливание на человека или других животных.
  • Важным является запрет на нахождение животных на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица.


Таким образом, необходимо заключить следующее:


  • Рассмотренные выше нормативные правовые акты содержат ряд упущений и неточностей, что на практике, в ходе из реализации, может привести к применению метода отлова, временного содержания и дальнейшей эвтаназии всех или большинства животных.
  • Особенно важно подчеркнуть отсутствие указания на обязательность проведения процедуры стерилизации в отношении всех отловленных животных и отсутствие указания на метод массовых стерилизаций как основной для снижения численности популяции.
  • Не менее важным является факт того, что основания для проведения эвтаназии не регламентированы. Это дает широкие возможности для злоупотреблений.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Костромской области
    (Анализ проведен на основании мониторинга выборки закупок за 2018 год)
    • Основное, что необходимо отметить, это факт крайне низкого количества закупок на регулирование численности безнадзорных животных в данном субъекте за 2018 год.

    За данный период в ЕИС заказчиками было размещено только две закупки, указанные в таблице ниже. При этом, важно подчеркнуть крайне низкий объем закупаемых услуг (регулирование численности в отношении 10 особей собак).

    Исходя из этого, неясно, каким именно образом осуществляется регулирование численности безнадзорных животных в данном регионе и насколько эффективным оно может быть.

    Можно предположить, что либо заказчики заключают прямые контракты, либо ввиду дефицита бюджетных средств на эти нужды, регулирование не осуществляется должным образом.

    В любом случае, актуальная ситуация с закупками в данном регионе, требует коррекции.

    Численность безнадзорных животных должна регулироваться, но делаться это должно на основе строго соблюдение норм федерального и регионального законодательства, с соблюдением принципа открытости и прозрачности закупочной деятельности и в объеме, обоснованном мониторингом численности популяции.


    Дата подготовки Справки - 06.01.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ