В разработке
скоро здесь появится информация
КИРОВСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Кировской
области и закупками,
объявляемыми на регулирование численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Кировской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Постановление Правительства Кировской области от 18.04.2012 № 148/201 «О Порядке отлова, учёта, содержания и использования безнадзорных домашних животных на территории Кировской области», в ред. от 17.10.2018 г.
Ознакомиться с Постановлением


2. Закон Кировской области от 18.06.2014 № 416-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями Кировской области в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», в ред. от 04.03.2019 г.
Ознакомиться с Законом


3. Распоряжение Правительства Кировской области от 24.08.2018 г. № 238 «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности исполнения переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению в части организациипроведения отлова, учета, содержания и использования безнадзорных домашних животных на территории муниципальных районов и городских округов Кировской области»
Ознакомиться с Распоряжением
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Постановлением Правительства Кировской области от 18.04.2012 № 148/201 утвержден Порядок отлова, учёта, содержания и использования безнадзорных домашних животных на территории Кировской области». Данный нормативный правовой акт является ключевым по рассматриваемому вопросу.

  • Порядок содержит перечень основных понятий, которым даны определения.
  • Введен ряд запретов при отлове, в том числе, запрет на жестокое обращение с животными, а также превышать рекомендуемую инструкцией по применению ветеринарного препарата дозировку специальных средств для временной иммобилизации.
  • Установлены требования к порядку транспортировки животных и специализированному автомобилю. Зафиксировано, что при погрузке, транспортировке и выгрузке безнадзорных животных должны использоваться устройства, предотвращающие травмы, увечья или гибель животных.
  • Бригады по отлову доставляют отловленных животных в пункты временного содержания (пункты передержки), где животные подлежат клиническому осмотру специалистом государственной ветеринарной службы в день отлова с целью выявления заразных и иных заболеваний.
  • Ветеринарный специалист государственной ветеринарной службы непосредственно после клинического осмотра составляет письменное заключение на каждое животное.
  • Организация по отлову безнадзорных животных проводит учет каждого отловленного безнадзорного животного, в том числе, биркование провакцинированных, кастрированных или стерилизованных безнадзорных домашних животных.
  • Отловленные животные содержатся в пункте временного содержания в течение 10 календарных дней с момента отлова.
  • Подробно изложены требования к содержанию животных: их размещению, кормлению.
  • Информация об отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой.
  • В течение срока пребывания в пункте временного содержания безнадзорные животные подлежат вакцинации против бешенства, кастрации (стерилизации), биркованию или чипированию (электронная идентификация).
  • После истечения срока пребывания безнадзорных животных в пункте временного содержания, если животные не востребованы их владельцами, они подлежат передаче заинтересованным лицам либо в приют для животных.
  • Порядком зафиксировано, что кастрация (стерилизация) является наиболее гуманным и эффективным способом снижения численности безнадзорных животных.
  • При этом, установлены показания для эвтаназии, таковых три.
  1. При наличии у безнадзорного животного признаков зооантропонозных заболеваний, общих для человека и животных, в порядке и по основаниям, установленным санитарными (ветеринарными) правилами и нормами.
  2. Для прекращения страданий безнадзорного животного, если оно не может быть прекращено иным способом.
  3. При проявлении агрессии, представляющей угрозу жизни и здоровью людей.

Необходимо подчеркнуть, что порядок диагностики агрессии не установлен, что позволяет на практике широко трактовать данное понятие.

Рассмотренный нормативный правовой акт имеет общий гуманный вектор, предусматривает проведение в отношении безнадзорных животных всего комплекса мероприятий, включая стерилизацию, но при этом, содержит ряд серьезных упущений, а именно:

  • Ключевым упущением является то, что установлены три основания для проведения эвтаназии, в том числе, допускается умерщвление животных по причине агрессии. На практике это может привести к злоупотреблениям со стороны подрядчиков, имеющих целью минимизировать затраты на содержание и уход за животными. Понятие агрессии и порядок ее диагностики не определен, следовательно, объективность такой диагностики всецело отдается на откуп проводящим ее лицам.
  • Отсутствует запрет на отлов исключительно с целью умерщвления.
  • Отсутствует норма об отлове животных живыми и неповрежденными.
  • Не зафиксирована обязанность оказания неотложной ветеринарной помощи животным, поступившим с отлова, в случае таковой необходимости,
  • Не предусмотрен возврат в среду обитания.


2. Законом Кировской области от 18.06.2014 № 416-ЗО, в ред. от 04.03.2019 г. органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Кировской области в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных районов и городских округов Кировской области.

  • Приложением к Закону является Методика расчета субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий Кировской области в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных районов и городских округов.

Крайне интересным и возмутительным является тот факт, что расчет субвенций основан на том, что у 65% отловленных животных предположительно будут выявлены показания для эвтаназии, и только в 35% - не будут выявлены.Исходя из оснований для эвтаназии, зафиксированных в Постановлении Правительства Кировской области от 18.04.2012 № 148/201 «О Порядке отлова, учёта, содержания и использования безнадзорных домашних животных на территории Кировской области», в ред. от 17.10.2018 г., таковыми являются болезнь либо агрессия. Странным является гипотеза о том, что 2/3 всей популяции животных, исчисляемой тысячами особей, больны или агрессивны. Если бы процент таковых составлял даже треть от общего их числа, был бы уместен вопрос о введении чрезвычайного положения на территории данного субъекта.

Такого рода гипотезы и расчеты, сделанные на их основании, сводят к нуля заявленную в региональном нормативном акте гуманность и дают неверные вводные как заказчикам, так и подрядчикам данного вида услуг.


3. Распоряжением Правительства Кировской области от 24.08.2018 г. № 238 утвержден план мероприятий по повышению эффективности исполнения переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению в части организациипроведения отлова, учета, содержания и использования безнадзорных домашних животных на территории муниципальных районов и городских округов Кировской области.

План включает следующие мероприятия:

  • Идентификация собак методом чипирования,
  • Организация рейдов в рамках проведения оперативно-профилактических мероприятий "Сельский патруль" и "День профилактики" на территории муниципальных районов и городских округов Кировской области с целью контроля исполнения гражданами требований Правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, утвержденных Министерством сельского хозяйства РСФСР 24.06.1981,
  • Направление информации и материалов о выявленных нарушениях Правил в управление ветеринарии Кировской области для привлечения граждан к административной ответственности,
  • Организация и проведение рейдов на территории муниципальных районов и городских округов Кировской области с целью достоверного учета численности безнадзорных собак и кошек для формирования потребностей в бюджетных средствах на мероприятия по отлову, учету, содержанию и использованию безнадзорных домашних животных,
  • Согласование исходных данных, необходимых для расчета субвенций местным бюджетам из областного бюджета на проведение мероприятий по отлову, учету, содержанию и использованию безнадзорных домашних животных,
  • Рассмотрение возможности организации бригад по отлову безнадзорных домашних животных и мест содержания (приютов) безнадзорных домашних животных на базе муниципальных унитарных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, расположенных в муниципальных районах и городских округах Кировской области.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Кировской области
    В Кировской области объявляется большое число закупок на регулирование численности безнадзорных животных.

    При объявлении закупок заказчики используют типовое Техническое задание, которое предусматривает проведение в отношении безнадзорных животных всего комплекса мероприятий, в частности, отлова, транспортировки, учета, в том числе биркования (чипирования), содержания, стерилизации (кастрации), умерщвления, утилизации.

    Техническое задание сформулировано четко и подробно. В этом смысле, данное решение можно назвать передовым и эффективным.

    Вместе с тем, к объявляемым в Кировской области закупкам есть два существенных замечания, состоящих в следующем:

    1. В Технических заданиях предусматривается возможность проведения эвтаназии по основанию «При проявлении агрессии, представляющей угрозу жизни и здоровью людей».

    Необходимо подчеркнуть, что такая формулировка является достаточно общей, нечеткой, не содержит диагностических и измеримых критериев. Усмотреть признаки агрессии и угрозу можно практически у любого животного. Таким образом, данное основание для эвтаназии может являться лазейкой, позволяющей недобросовестным подрядчикам признавать агрессивными и несущими угрозу всех или большую часть животных, умерщвляя их.

    Наличие такого основания для умерщвления может свести к нулю общую гуманность Технического задания и привести к применению на практике метода отлова с целью последующего умерщвления животных, что противоречит и региональному законодательству, и федеральному вектору в данной сфере.

    По сути, указывая в ТЗ возможность эвтанизировать животных по причине агрессии, заказчик всецело доверяется порядочности подрядчика, который может злоупотребить этим, умерщвляя животных, что будет формально соответствовать ТЗ и подлежать оплате.

    Данная ситуация видится неэффективной.

    2. Важно подчеркнуть, что описанному выше злоупотреблению способствует некорректное формирование цены со стороны заказчика: когда заказчик объявляет единую цену за весь комплекс мероприятий, вместо того, чтобы устанавливать цену за каждое мероприятие в отдельности.

    Очевидно, что в отношении каждого отловленного животного состав и объем оказанных услуг будет отличаться (по причине состояния, итогов клинического осмотра, возраста, пола, отсутствия или наличия хозяина и иных отличий), таким образом, для каждой услуги (отдельного мероприятия) должна быть установлена цена, а оплата по контракту должна напрямую зависеть от фактически оказанных услуг в отношении каждого конкретного животного.

    Заказчики в Кировской области объявляют цену за комплекс услуг в отношении одного животного, что является неверным.

    Закупки на отлов и содержание животных без владельцев относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ, в связи с этим, в соответствии с п.2 ст.42 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.

    Вместо этого, муниципальные заказчики объявляют цену за комплекс услуг. Данное формирование цены может подталкивать недобросовестных подрядчиков на следующее нарушение: признавать большую часть или всех животных агрессивными и эвтаназировать по этому основанию.

    При этом, оплата будет произведена подрядчику в том же объеме, как если бы он оказал в отношении животного услуги содержания, вакцинации, стерилизации, мечения.

    Очевидно, что подрядчику гораздо выгоднее признать животное агрессивным и произвести эвтаназию, нежели содержать животное, ухаживать за ним, вакцинировать и стерилизовать его, при этом, получив точно такую же оплату, как в первом случае.

    Такой соблазн был бы меньше, если бы заказчик установил цену за каждую услугу в отдельности (а не единым комплексом, как это сейчас происходит).


    Дата подготовки Справки - 10.04.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ