В разработке
скоро здесь появится информация
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ
АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Ханты-Мансийском Автономном округе (ХМАО) и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в ХМАО
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1.Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 25 декабря 2000 года N 134-оз «О содержании и защите домашних животных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», в ред.от 28.03.2019 г.
Ознакомиться с Законом


2.Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 23 июля 2001 года N 366-п «Об утверждении Правил содержания домашних животных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и других организационных мероприятий», в ред.от 26.04.2019 г.
Ознакомиться с Постановлением


3.Закон Ханты-Мансийского Автономного округа от 5 апреля 2013 года N 29-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных», в ред.от 28.03.2019 г.
Ознакомиться с Законом



Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 25 декабря 2000 года N 134-оз направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечение общественного порядка и гуманного обращения с домашними животными - кошками и собаками на территории автономного округа.

  • Законом закреплено, что условия содержания домашних животных должны отвечать требованиям, установленным федеральным законодательством в области обращения с животными, санитарно-гигиеническим и ветеринарным требованиям, а также правилам содержания домашних животных, утверждаемым Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
  • Законом закреплен порядок выгула собак.
  • Отдельная статья Закона посвящена, отлову, содержанию и регулированию численности домашних животных.
  • Отловленные домашние животные помещаются в пункт временного содержания или в приют для животных, подлежат регистрации и обязательному осмотру специалистом в области ветеринарии.
Закон изложен достаточно кратко, носит скорее общий характер, в нем отсутствует указание на метод регулирования численности популяции.


2. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 23 июля 2001 года N 366-п утверждены следующие Правила:

  • 2.1.Правила содержания домашних животных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,
  • 2.2.Порядок регистрации (перерегистрации) домашних животных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,
  • 2.3.Порядок отлова, содержания и регулирования численности домашних животных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.


2.1.Правила содержания домашних животных регламентируют порядок содержания, ухода, выгула, перевозки и обращения с владельческими животными.

  • -Запрещается оставлять домашних животных без надзора, без предоставления необходимых условий их содержания, заботы и попечения. В случае длительного отсутствия владелец (собственник) домашнего животного обязан поместить его в пункт временного содержания или в приют для домашних животных или передать его на временное содержание заинтересованным лицам.
  • В случае невозможности дальнейшего содержания домашнего животного владелец обязан принять меры к дальнейшему его устройству.
  • Введен запрет на бои с участием животных.
  • Владельцам (собственникам) собак и кошек в целях регулирования численности домашних животных рекомендуется принимать меры по предотвращению появления у них приплода путем применения медикаментозных средств или кастрации (стерилизации).
  • Запрещается свободный выгул животных на улицах.
Нормы данных Правил изложены подробно, четко. Правила имеют гуманистический характер, направлены на баланс прав жителей и интересов животных. Положительным также является указание на необходимость исключения появления нежелательного потомства у владельческих животных.

2.2.Согласно Порядку регистрации (перерегистрации) домашних животных, собаки и кошки, принадлежащие гражданам, предприятиям, учреждениям, подлежат обязательной регистрации, перерегистрации в случае смены владельца, вакцинации против бешенства.

  • В месячный срок с момента приобретения домашнее животное должно быть зарегистрировано в государственной ветеринарной службе путем присвоения идентификационного номера в виде электронного чипа.
  • Специалисты государственной ветеринарной службы при регистрации вносят в специальный журнал и единую электронную базу данных учета домашних животных соответствующую запись.
  • Факт регистрации домашнего животного отражается соответствующей записью в ветеринарном паспорте установленного образца.
  • В случае передачи (продажи) домашнего животного новому владельцу (собственнику) оно подлежит обязательной перерегистрации в месячный срок с момента приобретения.
  • Перерегистрация домашнего животного осуществляется одновременно с его вакцинацией против бешенства, о чем ставится отметка в ветеринарном паспорте.
Наличие нормы о регистрации животных является положительным обстоятельством.

2.3. Порядок отлова, содержания и регулирования численности домашних животных является ключевым по рассматриваемому вопросу.

  • Порядком зафиксировано, что регулирование численности животных должно учитывать биологические закономерности, социально-нравственные аспекты, отвечать требованиям гуманности и современным технологиям, исключающим убийство животных и жестокое обращение с ними.
  • Зафиксирован порядок транспортировки животных с места отлова в пункт и требования к автомобилю. При погрузке, транспортировке и выгрузке домашних животных должны использоваться устройства, предотвращающие травмы, увечья или гибель животных.
  • Отловленные домашние животные помещаются в пункт временного содержания или приют для домашних животных, где размещаются в карантинном помещении.
  • Срок их содержания в нем составляет десять дней для исключения заболеваний.
  • В период нахождения животных в карантинном помещении пункта временного содержания или в приюте осуществляется их осмотр, регистрация, оказание вет.помощи.
  • Также зафиксирована норма о ведении учета отловленных животных.
  • В течение срока пребывания животных в пункте временного содержания или приюте осуществляется информирование населения об их отлове, а также розыск владельца.
  • Подробно изложены нормы содержания животных и их кормления.
  • При общей гуманности изложенных выше норм, обращает на себя внимание пункт 35, который касается регулирования численности животных. Согласно данному пункту (цитата):
«Регулирование численности домашних животных допускается: В порядке и по основаниям, установленным ветеринарно-санитарными правилами и нормами, в том числе:

  • При наличии у домашнего животного признаков болезней общих для человека и животного.
  • Домашних животных, подозрительных в заболевании бешенством, в период проведения мероприятий по профилактике и борьбе с бешенством в неблагополучном по бешенству пункте, кроме покусавших людей или животных.
  • Для прекращения страданий домашнего животного, если оно не может быть прекращено иным способом.
  • При проявлении агрессии, представляющей угрозу жизни и здоровью человека.
  • При необходимости регулирования численности новорожденного приплода и приплода с врожденными физическими пороками.
  • По просьбе владельца (собственника) животного».

Таким образом, судя по контексту, под регулированием численности законодатель подразумевает эвтаназию.

И получается, что эвтаназия допускается по широкому перечню оснований, в который входит, в том числе, агрессия и просьба владельца.


  • Необходимо отметить, что в рассматриваемом Порядке не упоминается стерилизация. Она не зафиксирована как ключевое и обязательное мероприятие, позволяющее снизить численность популяции.

А под регулированием численности популяции понимаются только основания для умерщвления, которых много, в том числе те, достоверность которых проверить затруднительно.


3. Законом Ханты-Мансийского Автономного округа от 5 апреля 2013 года N 29-оз органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наделены отдельным государственным полномочием по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

  • Переданы полномочия на проведение следующих мероприятий:
  1. отлов и транспортировка животных;
  2. содержание и учет отловленных животных;
  3. умерщвление и утилизация.
Такое ключевое мероприятие как стерилизация не указана, упущена из внимания.

  • В Законе приведена методика расчета размера субвенций на данные цели. При расчете размера субвенций для животных, опять же, предусмотрены услуги по отлову, транспортировке, содержанию, учету, умерщвлению и утилизации.

Подводя итог рассмотренным выше нормативным правовым актам, необходимо признать, что в них полностью упущено ключевое мероприятие – стерилизация.

Вместо этого под понятием «регулирование численности» понимается умерщвление, для которого предусмотрен целый ряд оснований, включая агрессию животного.

То есть, метод регулирования и сводится к массовому умерщвлению всех животных, за которыми не обратились владельцы или новые собственники.

Назвать такой метод гуманным не представляется возможным.

Рассмотренные НПА являются противоречивыми, нормы противоречат одна другой:
с одной стороны, в них много раз подчеркивается идея о гуманности, а также указано, что убийство животных и жестокое обращение с ними должно быть исключено, а с другой стороны, не предусмотрено никаких гуманных методов снижения численности популяции.

Совершенно неясно, как трактовать такие нормы на практике, например, подрядчику.

Как можно одновременно соблюсти норму о невозможности убийства с нормой о том, что регулирование численности и равно умерщвление без наличия для этого альтернатив.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в в Ханты-Мансийском Автономном округе (ХМАО)

    (Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018 год)
    1. В размещаемых заказчиками Технических заданиях предусмотрено оказание в отношении безнадзорных животных следующих услуг: отлов, транспортировка, осмотр, содержание, учет, эвтаназия и утилизация.

    Таким образом, в Технических заданиях не предусматривается проведение ключевого мероприятия – стерилизации животных.

    Помимо этого, в Технических заданиях указано, что регулирование численности животных осуществляется путем их кратковременного содержания и при необходимости эвтаназии и утилизации.

    Получается, что если за животным не обратился его собственник и не найден новый владелец, для животного предусмотрен только один путь – эвтаназия. Гуманного метода – массовой стерилизации и последующего возврата животных в среду из прежнего обитания - не предусматривается.

    Особенно странным является тот факт, что Технические задания содержат ссылку на Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», но при этом не опираются на его нормы, в частности, полностью игнорируют ключевое мероприятие – стерилизацию, являющееся фундаментальным для эффективного, прозрачного и гуманного регулирования численности популяции.

    Необходимо подчеркнуть, что предусмотренный Техническими заданиями метод массовой эвтаназии не предусмотрен действующим федеральным законодательством и ему противоречит.

    2. В продолжении вышесказанного, Техническим заданием предусмотрен достаточно широкий перечень оснований для эвтаназии.

    Таковыми являются: наличие у животного признаков агрессии по отношению к человеку, трудноизлечимое или неизлечимое заболевание, а также наличие заболеваний, общих для человека и животного.

    Особую обеспокоенность вызывает такое основание как наличие признаков агрессии.

    Тот факт, что допускается эвтаназия по причине агрессии является лазейкой для недобросовестных подрядчиков. Ни в ТЗ, ни в региональном законодательстве не прописаны критерии агрессии и порядок ее диагностики. По этой причине агрессивным можно признать практически любое животное, усыпить его на этом основании. Проверить обоснованность данного решения будет невозможно, в том числе, заказчику.

    К сожалению, такой возможностью могут пользоваться подрядчики в ходе реализации контракта, тем самым, применяя в реальной практике метод массового умерщвления.

    Отдельно нужно отметить, что допущение заказчиком эвтаназии по неясным и непроверяемым основаниям, может приводить к припискам и завышению объемов фактически оказанных услуг со стороны подрядчиков, так как крайне легко завысить число отловленных животных, с учетом того, что это животное умерщвлено и уже утилизировано (следов нет). Наличие широкого перечня оснований или неточных формулировок этих оснований может рассматриваться как возможность для злоупотреблений, приписок и прочих махинаций с бюджетными средствами.

    К сожалению, размещаемые заказчиками Технические задания создают все предпосылки для массовой эвтаназии отловленных животных по следующим причинам:

    • гуманная альтернатива в виде стерилизации и выпуска в среду обитания не предусмотрена,
    • эвтаназия имеет статус метода регулирования численности,
    • для проведения эвтаназии есть широкий перечень основании, в том числе, такое непроверяемое и туманное, как наличие признаков агрессии.
    Все это в совокупности создает благодатную почву для массовых убийств, что противоречит федеральному законодательству, следовательно, такие мероприятия по массовой эвтаназии не могут считаться соответствующими требованиям качества, не должны быть приняты заказчиками и не должны быть оплачены бюджетными средствами.



    Дата подготовки Справки - 17.07.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ