В разработке
скоро здесь появится информация
РЕСПУБЛИКА
ХАКАСИЯ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Республике Хакасия и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Республике Хакасия
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Республики Хакасия от 05.07.2005 № 38-ЗРХ «О ветеринарии», в ред. от 20.12.2017 г.
Ознакомиться с Законом


2. Закон Республики Хакасия от 20.12.2016 № 106-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных»
Ознакомиться с Законом


3. Постановление Правительства Республики Хакасия от 04.05.2017 г. № 211 «Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Республики Хакасия»
Ознакомиться с Постановлением



Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Законом Республики Хакасия от 05.07.2005 № 38-ЗРХ «О ветеринарии» закреплены задачи ветеринарии в Республике Хакасия, а также полномочия органов государственной власти Республики Хакасия в области ветеринарии.

Задачами государственной ветеринарной службы Республики Хакасия являются:

  1. предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных;
  2. обеспечение безопасности продуктов и сырья животного происхождения в ветеринарно-санитарном отношении;
  3. защита населения от болезней, общих для человека и животных;
  4. охрана территории Республики Хакасия от заноса заразных болезней животных, от ввоза сырья и продуктов животного происхождения, опасных по ветеринарно-санитарным показателям, из других субъектов Российской Федерации.


2. Законом Республики Хакасия от 20.12.2016 № 106-ЗРХ органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
  • Законом предусмотрено проведение следующих мероприятий:
  1. отлов и транспортировка безнадзорных животных;
  2. осмотр и учет безнадзорных животных;
  3. содержание безнадзорных животных;
  4. возврат владельцам отловленных безнадзорных животных;
  5. кастрация (стерилизация) безнадзорных животных;
  6. эвтаназия (умерщвление) безнадзорных животных.
  • Также Законом закреплена методика расчета субвенции на данные цели.
  • Законом закреплено, что количество безнадзорных животных, в отношении которых планируется проведение мероприятий по отлову, учету, содержанию и иному обращению с безнадзорными животными, определяется на основании данных муниципальных образований Республики Хакасия.


3. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 04.05.2017 г. № 211 утвержден Порядок отлова и содержания безнадзорных животных на территории Республики Хакасия. По сути, данный Порядок является основным документом по рассматриваемому вопросу в данном субъекте.

  • Отлов и содержание безнадзорных животных осуществляется специализированными организациями по отлову безнадзорных животных, находящимися в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия или заключившими с ними договор об оказании соответствующих услуг.
  • Основным способом отлова безнадзорного животного является метод иммобилизации (временной парализации), который осуществляется путем выстрела из пневматического оружия с применением специальных средств. Для отлова безнадзорного животного возможно применение сети ловчей, захватки с самозатягивающейся петлей, сачка летающего.
  • Установлен ряд запретов при отлове. В частности запрещено применения при отлове и транспортировке способов, препаратов и технических приспособлений, влекущих за собой увечье, травму безнадзорных животных либо опасные для их жизни и здоровья. Также запрещено жестоко обращаться с безнадзорными животными при их отлове. При этом, отсутствует запрет на отлов животных исключительно с целью умерщвления.
  • Перед транспортировкой безнадзорных животных в пункты временного содержания специалисты организации по отлову безнадзорных животных обращаются в государственное ветеринарное учреждение, подведомственное Государственной ветеринарной инспекции Республики Хакасия, за получением ветеринарного сопроводительного документа.
  • Транспортировка отловленных безнадзорных животных должна производиться автотранспортом, специально оборудованным для перевозки животных, исключающим возможность травматизма животных. Зафиксированы требования к спец.автомобилю.
  • Организации по отлову безнадзорных животных доставляют отловленных безнадзорных животных в имеющиеся у них пункты временного содержания безнадзорных животных. При этом, не указано, в какой срок это должно происходить.
  • Поступившие в пункты временного содержания безнадзорные животные подлежат клиническому осмотру специалистом в области ветеринарии.
  • Поступившие животные находятся на карантине до выяснения состояния здоровья.
  • Закреплена обязанность ведения учета отловленных животных и проведенных мероприятий.
  • Все животные должны быть привиты (вакцинированы) против бешенства. Вакцинация проводится специалистами государственных ветеринарных учреждений, подведомственных Государственной ветеринарной инспекции Республики Хакасия (поэтому в закупочной документации предусмотрено проведение вакцинации, но не предусмотрена оплата данной услуги).
  • Зафиксировано, что в состав работ по содержанию безнадзорных животных в пункте временного содержания безнадзорных животных должны входить:
  1. мытье и дезинфекция вольеров, мест для прогулок и подсобных помещений;
  2. мытье и дезинфицирование посуды для животных;
  3. кормление животных;
  4. прогулки с животными.
В случае если безнадзорные животные не востребованы их собственниками, организация по отлову вправе передать их физическим или юридическим лицам, желающим их принять, либо в приют для животных, имеющий возможность их принять.

В случае отсутствия желающих принять животное, предусмотрен их возврат в среду обитания. Таким образом, данный Порядок дает возможность применения метода ОСВВ.

  • Вместе с тем, гуманный метод ОСВВ не закреплен как единственный.
Регулирование численности безнадзорных животных на территории Республики Хакасия следующими способами:

  1. отлов и содержание;
  2. стерилизация;
  3. кастрация;
  4. безболезненное умерщвление (эвтаназия) по основаниям, предусмотренным Порядком.
То есть, эвтаназия также рассматривается как метод регулирования. Что противоречит федеральному законодательству.

Установлен перечень оснований для эвтаназии. Эвтаназия безнадзорных животных допускается в случаях:

  1. при наличии у безнадзорного животного признаков зооантропонозных заболеваний, общих для человека и животных;
  2. в случае агрессивного поведения безнадзорного животного, угрожающего жизни и здоровью человека;
  3. в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Таким образом, предусмотрена эвтаназия по причине агрессии. При этом, это может быть лазейкой, которая позволяет недобросовестным подрядчика умерщвлять всех или большую часть животных, признавая их агрессивными. Проверить это крайне затруднительно.

  • Информация об отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой.
  • Приложениями являются бланки отчетных документов.
Таким образом, в Порядке предусмотрено проведение полного комплекса мероприятий в отношении животных, в том числе, стерилизации и вакцинации, а также предусмотрен возврат в среду обитания, что является положительным.

При этом, допускается эвтаназия по широкому перечню оснований, включая такое основание как агрессия, что является лазейкой для непорядочных подрядчиков.

Также бесспорным упущением является то, что эвтаназия рассматривается как один из методов снижения численности популяции. Получается, что наряду с гуманным методом регулирования допускается и применение метода умерщвления.

Также упущены из внимания такие ключевые мероприятия как разъяснительная работа с населением и проведение мониторинга численности популяции.

    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Республике Хакасия
    В размещаемой заказчиками закупочной документации имеются два ключевых нарушения:

    1.В закупочной документации заранее точно указано число животных, у которых в будущем, по итогам ветеринарного осмотра, будут выявлены основания для эвтаназии.

    Очевидно, что знать этого заказчик на этапе объявления закупки не может. Такое указание содержит признаки необъективности при описании объекта закупки.

    Более того, для подлежащих эвтаназии животных Заказчиками не предусматривается услуга стерилизации, а в ряде закупок также не предусматривается и услуга содержания.

    То есть, данные услуги предусмотрены только для части от общего числа животных.

    Таким образом неясно, что должен делать подрядчик в ходе реализации контракта, если у заранее приговоренных заказчиком к эвтаназии животных по итогам ветеринарного осмотра не будут выявлены законные основания для умерщвления.

    Согласно федеральному и региональному законодательству, если у животного по итогам осмотра отсутствуют показания для эвтаназии, подрядчик обязан поместить их на карантин, содержать, вакцинировать и стерилизовать.

    А заказчики не предусмотрел вышеуказанные услуги для всех животных, а предусмотрели их только для части животных.

    Очевидно, что подрядчик будет подставлен в крайне сложную ситуацию, когда он либо вынужден будет выдумывать основания для умерщвления, которых по факту у животного нет, либо нарушать законодательство (не содержать, не вакцинировать животных, хотя это положено), либо же соблюдать законодательство и оказывать эти услуги за вой счет.

    Совершенно очевидно, что формированная таким образом закупочная документация, когда заранее установлено число животных, у которых в будущем должны быть найдены основания для умерщвления, создает предпосылки для нарушения подрядчиками закона, а также сговора, необъективной приемке услуг, нецелевого расходования бюджетных средств.

    В закупочной документации для всех подлежащий отлову животных должен быть предусмотрен полный комплекс мероприятий, включая содержание, вакцинацию и стерилизацию. Так как не может быть известно, у скольких животных будут выявлены оснований для эвтаназии и будут ли он выявлены. Данная позиция зафиксирована целым рядом решений УФАС в различных регионах и должна быть учтена.


    2.В Технических заданиях предусмотрен широкий перечень оснований для эвтаназии.

    Согласно размещаемым заказчиками ТЗ, эвтаназия безнадзорных животных допускается, в том числе, по причине агрессивного поведения, а также в состоянии необходимой обороны либо в состоянии крайней необходимости при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества и государства.

    Данные основания сформулированы таким образом, что позволяют эвтанизировать практически любое животное, признав его потенциально опасным или агрессивным.

    Следовательно, в ТЗ имеется лазейки для недобросовестных подрядчиков, дающие возможность эвтанизировать всех или большую часть животных.

    Проверить обоснованность принятия данного решения будет невозможно. По сути, регулирование численности может свестись к отлову с целью последующего массового умерщвления животных под видом агрессивных и несущих угрозу.

    Подрядчики, с целью минимизации своих затрат, могут быть склонны усматривать агрессию и потенциальную опасность в поведении животных, чем избавлять себя от необходимости их содержать и нести затраты на содержание.

    Необходимо добавить, что согласно Постановлению Правительства Республики Хакасия от 04.05.2017 г. № 211, отлов и содержание безнадзорных животных осуществляется специализированными организациями по отлову безнадзорных животных, находящимися в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия или заключившими с ними договор об оказании соответствующих услуг.

    Таким образом, имеется возможность оценки только закупок, размещенных в ЕИС, а за скобками остается деятельность специализированных организаций, находящимися в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия.


    Дата подготовки Справки - 06.06.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ