В разработке
скоро здесь появится информация
ХАБАРОВСКИЙ
КРАЙ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Хабаровского края и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Хабаровском крае
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Постановление Правительства Хабаровского края от 26.05.2011 № 159-пр «Об утверждении порядка отлова и содержания безнадзорных животных в Хабаровском крае»
Ознакомиться с Постановлением


2. Закон Хабаровского края от 23 ноября 2011 № 146 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных»
Ознакомиться с Законом


3. Постановление Правительства Хабаровского края от 29 февраля 2012 года № 38-пр
«О мерах по реализации Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. N 146 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края» (с изменениями на 26 сентября 2016 года)


4. Постановление Правительства Хабаровского края от 21 апреля 2015 года N 79-пр
«Об утверждении Правил содержания животных на территории Хабаровского края и Порядка регистрации домашних животных на территории Хабаровского края», (с изменениями на 11 февраля 2016 года
Ознакомиться с Постановлением


5. Приказ Управления ветеринарии Правительства Хабаровского края № 29 от 10.04.2018 г. «Об утверждении Порядка расчета нормативов финансовых затрат на реализацию отдельных государственных полномочий Хабаровской края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных».
Ознакомиться с Приказом


6. Приказ Управления ветеринарии Правительства Хабаровского края № 92 от 28.08.2018 «Об утверждении методических рекомендаций по отдельным вопросам реализации органами местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края отдельных государственных полномочий Хабаровского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных».
Ознакомиться с Приказом


7. Приказ Управления ветеринарии Правительства Хабаровского края № 120 от 01.11.2018 г. «о внесении изменений в Порядок расчета нормативов финансовых затрат на реализацию отдельных государственных полномочий Хабаровской края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, утвержденный Приказом Управления ветеринарии Правительства Хабаровского края 10 апреля 2018 года № 29»
Ознакомиться с Приказом

Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.05.2011 № 159-пр
утвержден Порядок отлова и содержания безнадзорных животных в Хабаровском крае.

  • Отлов безнадзорных животных осуществляется специализированными организациями, которые в населенных пунктах края создают (используют) пункты содержания отловленных животных.
  • Лица, осуществляющие отлов и транспортировку животных, обязаны соблюдать нормы гуманности при отлове и транспортировке животных и доставлять их в пункт содержания в обязательном порядке в день отлова.
  • Все отловленные животные после доставки в пункты содержания подлежат освидетельствованию специалистами краевых государственных бюджетных учреждений (станций по борьбе с болезнями животных), подведомственных управлению ветеринарии Правительства Хабаровского края, для решения вопроса о дальнейшем их использовании, возможной передаче заинтересованным лицам, организациям после вакцинации животных.
  • При наличии случаев эвтаназии, установленных Законом Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. N 146 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных", специалист в области ветеринарии выдает заключение о проведении эвтаназии животных и утилизации (уничтожении) их трупов в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации и проводит эвтаназию животного.
Таким образом, необходимо отметить, что рассмотренный Порядок отлова и содержания безнадзорных животных в Хабаровском крае устанавливает требования к порядку проведения только части из общего комплекса мероприятий и не содержит целого ряда норм, поэтому носит фрагментарный характер. В частности, данный Порядок регламентирует процесс отлова, затрагивает вопрос помещения животных в пункты временного содержания и осмотра, кроме этого, в нем зафиксирована возможность эвтаназии. При этом, не регламентирован порядок транспортировки животных, карантинирования, собственно содержания, вакцинации, стерилизации и послеоперационного ухода за животными, мечения, а также порядок учета и отчетности.

Ключевым упущением является то, что в Порядке отсутствует указание на метод регулирования численности популяции безнадзорных животных. А также то, что в нем никак не упомянуто ключевое мероприятия – стерилизация (кастрация).



2. Законом Хабаровского края от 23 ноября 2011 № 146 органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
  • Реализация государственных полномочий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований путем организации проведения следующих мероприятий:
  1. отлов безнадзорных животных в целях предупреждения и ликвидации болезней животных, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, предотвращения потенциального риска причинения безнадзорными животными вреда жизни и здоровью человека;
  2. содержание, учет безнадзорных животных;
  3. транспортировка безнадзорных животных;
  4. эвтаназия безнадзорных животных и утилизация (уничтожение) их трупов.

Таким образом, в перечне мероприятия снова отсутствует ключевое – стерилизация.

  • Согласно рассматриваемому Закону, эвтаназия определяется как быстрое и безболезненное умерщвление безнадзорного животного, не вызывающее у него ощущения тревоги или страха и проводится на основании письменного заключения специалиста в области ветеринарии, составленного в произвольной форме, в следующих случаях:
  1. наличия признаков заболевания бешенством;
  2. агрессивного поведения безнадзорного животного, несущего угрозу жизни и (или) здоровью человека;
  3. прекращения страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом.
Необходимо отметить, что присутствие в перечне оснований такого основания как агрессивное поведение может на практике являться лазейкой, позволяющей недобросовестным подрядчикам признавать всех или большинство животных агрессивными и умерщвлять, с целью минимизации собственных расходов. В настоящее время в законодательстве отсутствуют четкие критерии понятия агрессии, а также не прописан механизм ее определения, что создает широкие возможности для злоупотреблений.

  • Согласно рассматриваемому закону, Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны, в том числе, размещать в печатных средствах массовой информации или на сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о проведении плановых мероприятий по отлову безнадзорных животных не позднее чем за пять дней до дня их проведения; а также обеспечить учет отловленных безнадзорных животных и предоставление заинтересованным физическим и юридическим лицам сведений об этих животных.
  • Приложением к Закону является Методика расчета нормативов для определения объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий. Примечательно то, что в данном расчете учтены затраты на все мероприятия, кроме стерилизации. Предусмотрены затраты на отлов, транспортировку, учет, содержание (не более 12 дней), эвтаназию и утилизацию.
Совершенно неясно, каков метод регулирования численности популяции в данном субъекте, если в нормативных правовых актах стерилизация даже не упоминается и затраты на ее проведение не учитываются.


3. Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 февраля 2012 года № 38-пр Установлены меры по реализации Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. N 146

  • Управление ветеринарии Правительства Хабаровского края определено Органом исполнительной власти Хабаровского края, на который возлагается контроль за осуществлением органами местного самоуправления на территории края отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.


4. Постановление Правительства Хабаровского края от 21 апреля 2015 года N 79-пр утверждены Правила содержания животных на территории Хабаровского края и Порядок регистрации домашних животных на территории Хабаровского края».

  • Правилами установлены обязанности владельцев животных. В частности, они обязаны осуществить регистрацию животных, обеспечить для животных требуемые условия содержания и уход, не допускать появления нежелательного потомства (посредством временной изоляции домашнего животного, применения специальных средств или стерилизации). Также установлен порядок выгула животных.
  • Помимо этого, введен ряд запретов, по сути сводящихся к запрету жестокого обращения с животными.
  • Органам местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края рекомендовано: Организовать выделение и оборудование площадок для выгула собак, обеспечивать поддержание санитарного состояния этих площадок.
А также обеспечить отсутствие кормовой базы для безнадзорных животных путем организации своевременного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования.


5. Приказом Управления ветеринарии Правительства Хабаровского края № 29 от 10.04.2018 г. утвержден Порядок расчета нормативов финансовых затрат на реализацию отдельных государственных полномочий Хабаровской края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Данный Приказ предусматривает затраты на следующие мероприятия: отлов, транспортировка, учет, содержание, эвтаназия, утилизация.

Затраты на вакцинацию и стерилизацию не предусмотрены.


6. Приказом Управления ветеринарии Правительства Хабаровского края № 92 от 28.08.2018 утверждены методические рекомендации по отдельным вопросам реализации органами местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края отдельных государственных полномочий Хабаровского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Данный документ, по своей сути, несет вспомогательную функцию и подготовлен в помощь муниципальным заказчикам. В нем содержится перечень всех нормативных правовых актов, действующих на федеральном и региональном уровне по вопросу обращения с животными, а также приведены ключевые выписки из них.

Необходимо отметить прогрессивность и целесообразность идеи консолидации норм всех нормативных правовых актов в структуре одного документа.

При этом, важно отметить, что мероприятие стерилизации никак не упоминается и не отмечено как ключевое и фундаментальное для гуманного решения проблемы переизбытка популяции.


7. Приказом Управления ветеринарии Правительства Хабаровского края № 120 от 01.11.2018 г. внесены изменения в Порядок расчета нормативов финансовых затрат на реализацию отдельных государственных полномочий Хабаровской края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, утвержденный Приказом Управления ветеринарии Правительства Хабаровского края 10 апреля 2018 года № 29.

При этом, изменения касаются скорее нюансов и формулировок. Указание не необходимость стерилизации животных не введено.


Дополнительная информация:

В закупочной документации, размещаемой заказчиками данного субъекта, помимо указанных выше нормативных правовых актов, присутствует ссылка на Приказ Управления ветеринарии Правительства Хабаровского края от 24.11.2018 № 123. Но на официальном сайте Управления ветеринарии такой документ найти не представляется возможным, в этой связи его содержание не изучено (последние документы загружены на сайт 15.11.2018, а данный документ, судя по реквизитам, был издан 24.11.2018).
https://vet.khabkrai.ru/Deyatelnost/Dokumenty/

Резюмируя, необходимо еще раз отметить, что в данном субъекте из внимания упускается ключевое мероприятие – стерилизация безнадзорных животных: оно не обозначено в нормативных правовых актах как необходимое к проведению, затраты на него не предусмотрены, массовая стерилизация не закреплена как метод гуманного снижения численности популяции.
      Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Хабаровском крае
      Ключевое замечание к закупкам на регулирование численности безнадзорных животных в Хабаровском крае состоит в том, что в закупочной документации не предусматривается услуга стерилизации отловленных животных.

      В закупочной документации предусмотрены следующие услуги: отлов, транспортировка, учет, содержание, эвтаназия и утилизация.

      При этом ключевое мероприятие, обеспечивающее гуманное, прозрачное и эффективное снижении численности животных - стерилизация - не отражено в Технических заданиях, оплата за данную услугу контрактами не предусмотрена.

      Исходя из этого, несовсем ясно, какой метод снижения численности популяции применяется по факту.

      Отсутствие в закупочной документации требования о стерилизации отловленных животных, дает основания полагать, что на практике для регулирования численности применяется метод отлова с последующим умерщвлением всех или значительной части животных.

      Хотелось бы надеяться на то, что услуга стерилизации оказывается силами работников СББЖ (по аналогии с услугой вакцинации), но информации об этом нет ни в нормативных правовых актах данного региона, ни в закупочной документации, размещаемой муниципальными заказчиками.

      • Помимо этого, необходимо обратить внимание на применяемый порядок формирования цены. Заказчики объявляют цену за комплекс услуг в отношении одного животного, что является неверным. Закупки на отлов и содержание животных без владельцев относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ. В связи с этим, в соответствии с п.2 ст.42 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.

      Дата подготовки Справки - 28.03.2019 г.

      Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
      по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
      Ваш вопрос
      Укажите электронную почту, куда отправить ответ