В разработке
скоро здесь появится информация
КАМЧАТСКИЙ
КРАЙ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Камчатском крае и закупками, объявляемыми
на регулирование численности животных без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Камчатском крае
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Постановлением Правительства Камчатского края от 16.06.2015 № 213-П «Об утверждении Правил проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных в Камчатском крае»
Ознакомиться с Постановлением


2. Законом Камчатского края 08.06.2015. № 606 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями по отлову и содержанию безнадзорных животных в Камчатском крае"
Ознакомиться с Законом


3. Приказом Агентства по ветеринарии Камчатского края от 01.07.2015 № 71 «Об утверждении типовых требований к отлову и содержанию безнадзорных животных в Камчатском крае»
Ознакомиться с Приказом


4. Приказом Агентства по ветеринарии Камчатского края от 26.04.2016 № 22 «Об утверждении Порядком отлова, транспортировки, стерилизации (кастрации), вакцинации и идентификации безнадзорных животных, которых заинтересованные лица изъявили желание взять на ответственное содержание и в пользование»
Ознакомиться с Приказом
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Постановление Правительства Камчатского края от 16.06.2015 № 213-П «Об утверждении Правил проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных в Камчатском крае» устанавливает общие требования к мероприятиям по регулированию численности безнадзорных животных и порядку их проведения.

  • Правовой акт содержит перечень основных понятий и их определений.
  • Зафиксирован гуманный подход к регулированию численности безнадзорных животных и обращению с ними.
  • В Правилах указано, что особенности проведения отлова, транспортировки, стерилизации, вакцинации и идентификации животных определяются Приказом Агентства по ветеринарии Камчатского края.
  • В Правилах закреплено, что информация об отловленных и находящихся на содержании животных является открытой и доступной. В частности, информация о проведении мероприятий по отлову безнадзорных животных должна быть доведена до населения не позднее, чем за двое суток до начала проведения данных мероприятий (в случае отлова в плановом порядке).
  • Зафиксировано, что отлов осуществляется путем применения специальных средств, обеспечивающих ограничение движения животного (сети, сачки, ловушки, пищевые приманки и др.), либо путем выстрела из пневматического оружия (метод иммобилизации).
  • Установлены запреты при отлове, в том числе, запрет на жестокое обращение.
  • Зафиксировано требование о доставке отловленных животных в пункт временного содержания в день отлова. А также требование об их учете в акте отлова.
Вместе с тем, не установлено четкое требование об отлове животных живыми и неповрежденными, отсутствует запрет на отлов исключительно с целью умерщвления, отсутствует четкое требование об обязательном проведении осмотра всех поступивших животных специалистом в области ветеринарии в день отлова.

  • Помимо этого отсутствуют требования к этапу транспортировки отловленных животных, а также к автомобилю, на которым она производится, и его оснащению.
  • Зафиксирована обязанность специализированной организации обеспечить надлежащие условия содержания животных, оказать ветеринарную помощь, вести учет животных.
  • Установлено, что содержание безнадзорных животных в пунктах временного содержания осуществляется в течение не менее десяти суток со дня их отлова.
  • Предусмотрено проведение вакцинации, стерилизации и идентификации животных.
Вместе с тем, не расписан перечень иных мероприятий, необходимых к проведению на этапе содержания, в частности, санитарное мытье, дегельминтизация, послеоперационная реабилитация.

  • Установлено, что по истечению срока пребывания в пункте временного содержания в отношении безнадзорных животных осуществляется одно из следующих действий:
  1. помещение в приют;
  2. передача на содержание и в пользование заинтересованным лицам;
  3. возврат в прежнюю среду обитания.
При этом, в прежнюю среду обитания могут быть возвращены животные, прошедшие стерилизацию (кастрацию), вакцинацию и идентификацию, в случае отсутствия возможности поместить их в приют либо передать на содержание и в пользование заинтересованным лицам.

  • Установлена обязанность специализированной организации возвращать животных их собственникам, а также осуществлять поиск заинтересованных лиц для передачи им на содержание безнадзорных животных.
Таким образом, четко описаны основания для выбытия животного из пункта временного содержания и предусмотрен выпуск в среду прежнего обитания.

  • Умерщвлению по заключению специалиста в области ветеринарии подвергаются безнадзорные животные в следующих случаях:
  1. при проявлении агрессии, представляющей угрозу жизни и здоровью человека;
  2. при наличии признаков заболеваний, общих для человека и животных, или неизлечимых болезней;
  3. для прекращения страданий больного безнадзорного животного, если они не могут быть прекращены иным способом.
Таким образом, установлен ограниченный перечень оснований для проведения эвтаназии, вместе с тем, не установлены критерии и порядок диагностики агрессии, что может являться лазейкой для недобросовестного подрядчика при реализации муниципального контракта на регулирование численности безнадзорных животных.

  • Также является важным тот факт, что нормативно не закреплена обязанность проведения мониторинга численности популяции, для объективного определения числа животных, подлежащих отлову и содержанию.
  • Помимо этого, не установлена обязанность проведения разъяснительной работы с населением как предпосылки для уменьшения масштаба проблемы безнадзорности животных.


2. Предметом регулирования Закона Камчатского края 08.06.2015. № 606 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями по отлову и содержанию безнадзорных животных в Камчатском крае" являются отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Данный Закон не содержит норм, касающихся собственно проведения отлова и содержания.


3. Приказ Агентства по ветеринарии Камчатского края от 1 июля 2015 г. N 71 "Об утверждении типовых требований к отлову и содержанию безнадзорных животных в Камчатском крае" закрепляет требования к отлову и содержанию животных.

  • Типовые требования изложены подробно, в документе содержится перечень основных понятий, им даны определения.
  • Требования и запреты, изложенные в данном документе, согласуются по своей сути с требованиями и запретами, зафиксированными в Правилах проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных в Камчатском крае, утвержденных постановлением Правительства Камчатского края от 16.06.2015 N 213-П.
  • Необходимо отметить, что в Типовых требованиях содержатся указания о порядке проведения транспортировки животных. Также содержатся требования к самому транспортному средству и его оснащению. Установлено требование об обеспечении безопасности животных на данном этапе и исключении возможности их травмирования.
В этой части Типовые требования дополняют и уточняют Правила.

  • В Типовых требованиях зафиксирован порядок работы с животными на этапе содержания, в частности, зафиксированы мероприятия, обеспечивающие надлежащие условий содержания: хозяйственные и ветеринарные мероприятия, удовлетворение потребности животных во сне, движении, естественной активности, в питании (корме), ветеринарной помощи, а также содержании помещения, вольеров и прилегающей территории.
Требования к организации содержания животных изложены подробно.

Нужно подчеркнуть, что особенно подробно изложены и детально проработаны требования к размещению животных, их выгулу и кормлению.

В этой части Типовые требования являются передовыми и также дополняют и уточняют Правила.

  • В Типовых требованиях зафиксировано, что отловленные безнадзорные животные передаются в пункт временного содержания (или приют) по акту отлова безнадзорных животных. И подлежат обязательному клиническому осмотру специалистом в области ветеринарии с целью выявления заболеваний, по результатам которого оформляется заключение о клиническом состоянии безнадзорного животного и рекомендации по возможности его дальнейшего содержания.
  • Также установлено требование о карантинировании в течение не менее 10 дней.
В этой части Типовые требования также дополняют и уточняют Правила.

  • Типовые требования содержат подробный перечень мероприятий, обязательных к проведению на этапе содержания, а именно:
  1. прием безнадзорных животных, оформление документов, регистрация;
  2. изоляция больных безнадзорных животных;
  3. проведение профилактических обработок (против экто- и эндопаразитов, вакцинация);
  4. при необходимости стерилизация (кастрация);
  5. идентификация (чипирование) безнадзорных животных;
  6. поиск новых хозяев, передача безнадзорных животных;
  7. уход за безнадзорными животными;
  8. эвтаназия (умерщвление);
  9. уничтожение (или утилизация) трупов безнадзорных животных.
Как уже было отмечено выше, Типовые требования уточняют и дополняют нормы, зафиксированные в Правилах, ликвидируя те лазейки, которые имеются в них.

  • Также в Типовых требованиях отражено, какие именно документы должны быть оформлены на каждом этапе работы с животными, приведены их бланки.
  • Перечень оснований для эвтаназии, зафиксированный в Типовых требованиях, идентичен перечню в Правилах.

4. Приказ Агентства по ветеринарии Камчатского края от 26 апреля 2016 г. № 22 «Об утверждении порядка отлова, транспортировки, стерилизации (кастрации), вакцинации и идентификации безнадзорных животных, которых заинтересованные лица изъявили желание взять на ответственное содержание и в пользование» фиксирует порядок осуществления соответствующих мероприятий с животными.
  • Важно отметить, что Порядок применяется в отношении взрослых (половозрелых) особей, подлежащих стерилизации (кастрации) в результате которой животные утрачивают способность к размножению.
  • Целью настоящего Порядка обозначено формирование гуманного и ответственного отношения к безнадзорным животным со стороны организаций и граждан.
  • Порядок описывает, каким образом гражданин или организация могут реализовать свое право принять животное на ответственное содержание.
  • Отдельно описан этап стерилизации, а также установлена минимальная длительность послеоперационной передержки.
  • В Порядке содержится ссылка на Типовые требования (рассмотренные выше).

Таким образом, необходимо заключить следующее:

  • В Камчатском крае действуют несколько правовых актов (рассмотренных выше). При этом, изложенные в них нормы не противоречат, а дополняют друг друга.
  • В обозначенных выше правовых актах имеются ссылки друг на друга, они представляют собой смысловое единство.
  • В отношении безнадзорных животных предусмотрен весь комплекс мероприятий, а именно: отлов, транспортировка, осмотр, учет, идентификация, карантинирование, содержание, вакцинация, стерилизация, послеоперационное содержание, передача собственнику, мечение, выпуск.
  • При рассмотрении правовых актов в совокупности, нужно заключить, что изложенные нормы подробно сформулированы, требования ко всем мероприятиям изложены полно.
  • Во всех рассмотренных правовых актах выражен гуманный вектор.

    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Камчатском крае
    (Анализ проведен на основании мониторинга выборки закупок за 2018 год)
    • Ключевое, что необходимо отметить, это смысловой и содержательный разрыв между правовыми актами, принятыми в Камчатском крае, и многократно фиксирующими принцип гуманности в отношении к безнадзорным животным как фундаментальный, и закупками, объявляемыми заказчиками на регулирование численности, в ряде из которых есть указание на эвтаназию и утилизацию всех или большей части животных, в том числе, по основанию невостребованности (которое не предусмотрено ни федеральным, ни региональным законодательством).
    • Важно подчеркнуть, что объявляемые заказчиками закупки крайне разнородны.

    Есть закупки только на мероприятия по отлову и транспортировке, есть закупки именно на содержание (в чем нет нарушения).

    При этом, как уже сказано выше, в ходе мониторинга выявлены закупки, содержащие признаки нарушения действующего законодательства, и по своей сути являющиеся закупками на эвтаназию и утилизацию большей части или всех животных, при этом не предусмотрен осмотр и не учтен тот факт, что у животного могут отсутствовать ветеринарные основания для эвтаназии.

    • Остается неясным, чем вызвана необходимость проведения эвтаназии и утилизации всех или большей части животных, с учетом того, что в Постановлении Правительства Камчатского края от 16.06.2015 № 213-П «Об утверждении Правил проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных в Камчатском крае» предусмотрен возврат стерилизованных вакцинированных неагрессивных животных в среду обитания.
    • Также обращает на себя внимание тот факт, что на закупки с признаками нарушения действующего законодательства не подаются жалобы в УФАС, они не отменяются.
    • Необходимо отметить, что имеется значительное число закупок, на которые не было подано ни одной заявки, а также есть закупки, отмененные самим заказчиком.
    Резюмируя, необходимо подчеркнуть, что требуется проведение разъяснительной работы с муниципальными заказчиками, ужесточение контроля за объявляемыми ими закупками на регулирование численности, доведение до них незаконности утилизации безнадзорных животных как метода регулирования их численности, а также установление жесткого требования о приведении размещаемой закупочной документации в строгое смысловое и содержательное соответствие с действующими в данном субъекте и в Российской Федерации в целом нормативными правовыми актами.

    Также можно рекомендовать разработку типового Технического задания для закупок на регулирование численности.


    Дата подготовки Справки - 14.12.2018 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ