В разработке
скоро здесь появится информация
КАЛУЖСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Калужской области и закупками, объявляемыми
на регулирование численности животных без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Калужской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Законом Калужской области от 26.05.2014 № 579-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений в сфере ответственного обращения с домашними животными в Калужской области»
Ознакомиться с Законом


2. Постановлением Законодательного собрания Калужской области от 18.09.2014 № 1212 «О постановке на контроль Закона Калужской области от 26.05.2014 № 579-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений в сфере ответственного обращения с домашними животными в Калужской области»
Ознакомиться с Постановлением


3. Приказом Комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области от 23.09.2014 № 649 «Об установлении порядка регистрации домашних животных»
Ознакомиться с Приказом
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Калужской области от 26.05.2014 № 579-ОЗ регулирует отдельные правоотношения в сфере обращения с домашними животными - кошками и собаками - на территории Калужской области.

Необходимо отметить, что Закон имеет общий гуманистический вектор, вместе с тем, ряд использованных в нем формулировок имеют общий и недостаточный характер и не дают четкого и однозначного представления о мероприятиях, необходимых к проведению в отношении животных. В частности, отсутствуют ключевые понятий и их определения.

Необходимо подчеркнуть, что наличие в Законе лазеек и неточностей может снизить эффективность применения данного правового акта и привести к отклонению на практике от зафиксированного на бумаге гуманного вектора.

  • Закон устанавливает основные принципы обращения с домашними животными, в частности, закрепляет гуманное обращение с животными, организованность их содержания, а также ответственность граждан за неисполнение законодательства в сфере содержания и защиты домашних животных. В этом смысле данный Закон является передовым.

При регистрации обеспечивается ознакомление владельцев домашних животных с правилами их содержания, что подтверждается подписью в регистрационном удостоверении на домашнее животное.

При регистрации домашнему животному присваивается регистрационный номер, который заносится в единый реестр домашних животных Калужской области.

  • Отдельной статьей Закона введены ограничения при обращении с домашними животными.

В частности, запрещено применение травмирующего животных инвентаря и приспособлений, нанесение побоев, удаление клыков и когтей, подрезка голосовых связок, принуждение домашнего животного к выполнению действий, могущих привести к травмам и увечьям, оставление домашних животных без еды и пищи, содержание в условиях, не соответствующих их естественным потребностям, натравливание на людей или на других домашних животных, проведение болезненных процедур без применения обезболивающих препаратов, организация и проведение зрелищных мероприятий, допускающих жестокое обращение с домашними животными, проведение и пропаганда боев с участием домашних животных, пропаганда жестокого обращения с домашними животными. В этой части Закон также можно назвать передовым.

  • Отдельная статья Закона посвящена обращению с безнадзорными животными.
  • В ней зафиксирована необходимость гуманного отношения к животным при отлове, транспортировке и содержании.
  • Установлен запрет на применение технических приспособлений и препаратов, травмирующих животных или опасных для их жизни и здоровья.

Вместе с тем, как уже было отмечено выше, ряд формулировок являются недостаточно четкими и допускают широту трактовки, что может свести к нулю гуманность формулировок.

  • В частности, отсутствует запрет на отлов животных исключительно с целью их умерщвления, а также отсутствует запрет на применение в ходе отлова миорелаксантов курареподобного действия.
  • Помимо этого, отсутствует описание такого важного этапа в работе с безнадзорными животными как их транспортировка с места отлова в пункт временного содержания. Не зафиксированы требования к автомобилю для перевозки животных и его оснащению, а также отсутствуют требования к сроку, в течение которого животное должно быть доставлено.
  • Зафиксирован принцип доступности и открытости информации об отловленных животных.
  • Отдельная глава Закона посвящена порядку содержания безнадзорных животных.
  • Зафиксирована норма о том, что безнадзорные животные подлежат помещению в пункты временного содержания на срок, установленный законодательством.
  • Установлено требование о проведении ветеринарного осмотра после поступления животного в пункт временного содержания. Вместе с тем, не установлен срок, не позднее которого данное мероприятие (осмотр) должно быть произведено. А также не зафиксирована необходимость подготовки ветеринарного заключения по результатам осмотра каждого безнадзорного животного.

Также важно отметить, что не зафиксирована обязанность оказания неотложной помощи раненным или больным животным.

  • Зафиксирована необходимость учета поступивших животных.
  • Важно отметить, что в Законе не расписан подробно перечень мероприятий, необходимых к проведению на этапе содержания животных и не установлены требования к порядку их осуществления, а именно: кормлению, выгулу, собственно содержанию, вакцинации, стерилизации, послеоперационному уходу.

Особенно нужно подчеркнуть отсутствие стерилизации в перечне мероприятий, проводимых в отношении безнадзорных животных, так как именно стерилизация (кастрация) является ключевым мероприятием, направленным на гуманное снижение численности.

  • Также важно отметить, что не зафиксированы основания для выбытия животного из пункта временного содержания. И не определен порядок действий в отношении животных в случаях, если они не востребованы собственниками и не переданы новым владельцам, а установленный срок пребывания в пункте временного содержания истек.

Возврат в среду обитания не предусмотрен.

Таким образом, необходимо констатировать, что перечень мероприятий в отношении безнадзорных животных, изложен неполно и недостаточно четко, имеются лазейки и неточности, что может позволить недобросовестным подрядчикам трансформировать на практике гуманный метод регулирования в антигуманный. В этой части Закон нуждается в уточнении изложенных норм.

  • Отдельной статьей Закона определен порядок участия общественных организаций в деятельности, связанной с обращением с домашними животными.

В частности, зафиксировано право общественных организаций о ведении разъяснительной работы с населением по вопросам содержания животных.

  • Отдельная статья Закона посвящена умерщвлению и захоронению домашних животных. В этой же статье установлен перечень оснований для умерщвления, включающий следующие основания:
  1. выявление больных бешенством домашних животных;
  2. необходимость прекращения страданий нежизнеспособного домашнего животного, если они не могут быть прекращены иным способом;
  3. необходимость умерщвления новорожденного приплода с врожденными физическими пороками, несовместимыми с жизнью;
  4. причинение домашним животным увечья человеку, за исключением случаев, когда животное выполняло служебные функции, охраняло территорию, защищало человека от нападения на него, само защищалось от жестокого обращения;
  5. состояния необходимой обороны либо в состоянии крайней необходимости при защите жизни и здоровья человека от нападающего на него домашнего животного;
  6. необходимости предотвращения вреда жизни и (или) здоровью человека.

  • Установлено требование о том, что ветеринарный врач, осуществивший умерщвление животного, предоставляет информацию об этом в государственное учреждение, осуществляющее регистрацию домашних животных, по месту нахождения ветеринарной клиники в течение 30 дней.
  • Вместе с тем, не зафиксировано, как именно проводится диагностика, а также каким образом и в каких документах фиксируются ее результаты. Данное обстоятельство снижает прозрачность такого ключевого мероприятия как эвтаназия (умерщвление), следовательно, недобросовестные подрядчики могут злоупотреблять правом принятия такого решения с целью минимизации своих затрат на содержание животного.
  • Приложением к Закону являются типовые Правила благоустройства территорий городских и сельских поселений в части содержания домашних животных, которые рекомендованы к утверждению органам местного самоуправления муниципальных образований Калужской области.

В типовых Правилах благоустройства содержится ряд норм, касающихся порядка содержания и выгула животных. В частности, запрет на нахождение животного на улице без сопровождающего лица, запрет на оставление животного без присмотра, а также запрет на выгул и содержание незарегистрированного домашнего животного. В этой части Закон также справедливо назвать передовым.

  • Вместе с тем, важно подчеркнуть, что в Законе ее зафиксирована обязанность проведения мониторинга численности популяции для объективного определения числа безнадзорных животных на соответствующей территории.

2. Постановление Законодательного собрания Калужской области от 18.09.2014 № 1212 «О постановке на контроль Закона Калужской области от 26.05.2014 № 579-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений в сфере ответственного обращения с домашними животными в Калужской области», по сути, указывает на необходимость контроля за соблюдением Закона № 579-ОЗ и само по себе не содержит каких-либо норм.

3. Приказ Комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области от 23.09.2014 № 649 «Об установлении порядка регистрации домашних животных» содержит нормы, касающиеся регистрации владельцами домашних животных и порядка ее проведения. Нормы, закрепленные в данном Приказе, согласуются с нормами, закрепленными в Законе № 579-ОЗ.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что в части содержания ряда статей Закон является передовым, при этом, в части регулирования численности безнадзорных животных он содержит ряд неточностей и упущений. По этой причине целесообразно внесение уточнений в данный правовой акт: фиксация требований к порядку транспортировки, уточнение требований к порядку содержания, включение требований о проведении стерилизации (кастрации) животных как ключевого метода регулирования численности популяции, включение требования о проведении мониторинга для объективного определения численности безнадзорных животных, а также уточнение норм, касающихся порядка постановки диагноза и его фиксации для проведения эвтаназии.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Калужской области
    (Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018 год)
    • Техническое задание всех закупок предусматривает отлов и содержание животных, причем, длительность содержания в большинстве из них зафиксирована равной 180 дням.
    • В ТЗ подчеркнута необходимость применения исключительно гуманного подхода при регулировании численности животных, вместе с тем, в ряде закупок ТЗ является чрезвычайно кратким: мероприятия только обозначены, но не расписаны подробно, не обозначены четкие требования к их проведению (закупок с кратким ТЗ примерно половина от общего объема).
    Отсутствие подробно изложенных в ТЗ требований к осуществлению работ накладывается на неполное изложение норм в Законе Калужской области от 26.05.2014 № 579-ОЗ. Таким образом, может сложиться ситуация, когда подрядчик осуществляет в отношении животных мероприятия «на свое усмотрение». Помимо этого важно подчеркнуть, что данное обстоятельство может затруднить контроль качества работы подрядчика со стороны заказчика, так как отсутствуют четкие требования и объективные критерии к мероприятиям по регулированию.

    Необходимо обратить внимание представителей власти и муниципальных заказчиков на то обстоятельство, что при неточно изложенных в правовом акте нормах и кратко изложенном ТЗ, по сути, управление качеством и полнотой оказания услуг во многом переходит в руки подрядчика и, следовательно, зависит от его добросовестности и порядочности.

    • Разброс цен за комплекс услуг в отношении животного в данном регионе очень велик: цены варьируются в несколько раз (что более подробно отражено в таблице).
    В большинстве случаев, цена за комплекс услуг в отношении одного животного достаточно высокая, позволяющая выполнить их качественно и в полном объеме. Необходимо отметить, что средняя цена, объявляемая заказчиками данного субъекта, значительно выше аналогичных цен в других регионах. В связи с этим обстоятельством (высокой ценой) фактор неполно прописанного ТЗ становится еще более значимым, так как большая сумма бюджетных средств, по сути, передается в качестве оплаты подрядчику, требования к качеству услуг которого регламентированы недостаточно полно.

    • Закупки на регулирование численности безнадзорных животных характеризуются невысоким объемом (десятки животных). Самих закупок немного.
    • Заявки на участие в закупках на регулирование численности подают три подрядчика, по сути, соревнующихся между собой. Чаще всего на закупку подается две заявки.
    • Для определения подрядчика используются способы: электронный аукцион, запрос котировок.
    • Отсутствуют закупки на отлов животных с целью их эвтаназии и утилизации.
    На основании вышесказанного, необходимо рекомендовать разработку типового и подробного ТЗ для его использования муниципальными заказчиками при объявлении соответствующих закупок.


    Дата подготовки Справки - 12.12.2018 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ