В разработке
скоро здесь появится информация
ИВАНОВСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Ивановской
области и закупками,
объявляемыми на регулирование численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Ивановской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Постановление Главы администрации Ивановской области от 09.09.1994 N 295 "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах Ивановской области и повышении эффективности мероприятий по профилактике бешенства"
Ознакомиться с Постановлением


2. Решение Ивановской городской Думы от 26.03.2008 г. № 754 «Об утверждении Правил содержания домашних животных в городе Иванове»
Ознакомиться с Решением


3. Закон Ивановской области от 16.04.2013 N 21-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ивановской области отдельными государственными полномочиями в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения"
Ознакомиться с Законом
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1.Постановление Главы администрации Ивановской области от 09.09.1994 N 295 направлено на усиление мероприятий по профилактике бешенства и упорядочение содержания кошек и собак населением. Помимо этого, данным документом дано распоряжение о создании службы отлова безнадзорных животных и поручение о проведении разъяснительной работы с населением.

2.Решением Ивановской городской Думы от 26.03.2008 г. № 754 уверждены Правила содержания домашних животных в городе Иванове.

  • В Правилах содержится перечень основных понятий, которым даны определения.
  • Правилами введен ряд запретов, направленных на защиту животных от жестокого обращения. В частности, запрещается:
  1. разводить, использовать домашних животных с целью производства шкур и нетрадиционных для населения продуктов питания (мясо собак, кошек, декоративных птиц);
  2. проводить собачьи бои;
  3. бросать, оставлять без пищи, воды и попечения домашних животных, самовольно и необоснованно их уничтожать;
  4. применять к домашним животным любой вид оружия, кроме случаев самообороны;
  5. применять методы физического и иного воздействия, которые могут быть квалифицированы как жестокие по отношению к животному;
  6. принудительно изымать из естественной среды обитания и содержать в домашних условиях диких животных, не приспособленных к проживанию совместно с людьми, за исключением содержания таких животных в служебных целях (дрессировщиками, работниками зоопарков и иными специалистами), для оказания ветеринарной помощи в условиях, обеспечивающих гуманное обращение с животными.

  • Отдельной статьей определены права и обязанности владельцев животных.

В частности, владелец домашнего животного обязан содержать его в соответствии с биологическими особенностями, гуманно обращаться с ним, в случае заболевания обеспечивать оказание ветеринарной помощи.

Также указано, что владелец животного обязан в случае отказа от дальнейшего содержания домашнего животного передать его другому владельцу, поместить в приют или обратиться в ветеринарную организацию для умерщвления.

В общем гуманистическом ключе данного нормативного правового акта норма об умерщвлении ставшими ненужными животных выбивается из общего смыслового поля.

  • Отдельная статья посвящена приютам для животных. Статья изложена кратко, содержит ряд рекомендаций к порядку организации приюта.
  • Отдельная статья регламентирует порядок выгула животных.
  • Отлов животных также регламентирован отдельной статьей.

Зафиксировано, что отлов безнадзорных животных основывается на принципах соблюдения норм общественной нравственности, спокойствия населения.

Отлов безнадзорных животных производится специализированными организациями при наличии мест кратковременного содержания отловленных животных, где они подлежат обязательному осмотру и освидетельствованию.

Важно отметить, что требования к мероприятиям по отлову изложены кратко и недостаточно подробно. Отсутствует прямой запрет на отлов исключительно с целью умерщвления. А также отсутствует норма об отлове животных живыми и не поврежденными, исключительно гуманными способами.

Мероприятия, следующие за отловом, также не расписаны.


3. В соответствии с Законом Ивановской области от 16.04.2013 N 21-ОЗ, органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по организации проведения на территории Ивановской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Законом установлены права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий.

Также определен порядок предоставления соответствующих субвенций и порядок отчетности за эти средства.


4. Постановление Администрации города Иванова от 15.08.2014 N 1706 "Об утверждении порядка расходования средств на реализацию полномочий по регулированию численности безнадзорных животных на территории города Иванова с соблюдением принципов гуманности".

Ситуация с данным нормативным правовым актом неясная. Она состоит в том, что в других документах присутствуют ссылки на данное Постановление. При этом, в открытых источниках, в том числе, на официальном сайте Администрации города Иваново оно отсутствует. Оно отсутствует как в действующих документах, так и в архивных.

Таким образом, необходимо заключить следующее:

В Ивановской области отсутствует нормативный правовой акт, в котором бы в полной мере и подробно был зафиксирован порядок проведения всего комплекса мероприятий в отношении безнадзорных животных. Имеет место дефицит регионального регулирования в данном вопросе.

Действующие нормативные правовые акты только частично регламентируют данные мероприятия, содержат большое число пробелов и упущений. Большинство вопросов остаются не регламентированными. В частности, не установлен полный комплекс мероприятий в отношении животных, не установлены требования к порядку транспортировки и специализированному автомобилю, отсутствуют требования к содержанию животных и ее длительности, не определены основания для выбытия животных из пункта временного содержания.

Общественная палата Ивановской области настаивает на создании нормативного акта, регулирующего сферу обращения с безнадзорными животными, но на данный момент такой документ не принят.

На площадке Общественной палаты Ивановской области проводятся тематические мероприятия по данному вопросу, говорится о необходимости принятия нормативно-правового акта, определяющего порядок и меры по отлову безнадзорных животных, нормативов стоимости услуг, перечня мероприятий , а также финансирования из областного бюджета.
http://opiv.ru/info/news/7178/


    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Ивановской области
    • Число закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Ивановской области достаточно мало. Помимо этого, данные закупки характеризуются небольшим объемом (по числу подлежащих отлову животных).
    • На значительную часть из объявленных закупок не подается ни одной заявки.
    • Цена, объявляемая заказчиками за комплекс услуг в отношении одного животного, невелика, но является адекватной рынку (3,5 - 5 т.р.).
    • Необходимо подчеркнуть, что закупочная документация заказчиков различных муниципалитетов значительно отличается между собой по составу закупаемых услуг, грамотности и подробности подготовки ТЗ (типовое ТЗ отсутствует).

    В большей части Технических заданий предусмотрен весь комплекс мероприятий в отношении животных. Вместе с тем, есть закупки, к документации которых возникают замечания (таковых закупок меньшая часть, но они все же есть).

    Было выявлен факт указания в ТЗ на эвтаназию животных по причине невостребованности.

    Также выявлены факты противопоставления мероприятий по вакцинации и стерилизации - эвтаназии. То есть, заказчик поручает подрядчику либо вакцинировать и стерилизовать животное, либо эвтанизировать. С учетом того, что цена является твердой и по факту подрядчик получит за каждое животное данную цену (вне зависимости от состава оказанных услуг), ему намного более выгодно экономически усыпить животное, нежели вакцинировать и стерилизовать. Поэтому, предоставление такой своеобразной свободы выбора подрядчику на практике может привести к применению метода массовых эвтаназий вместо гуманного регулирования.

    Также необходимо добавить, что ряд ТЗ изложены кратко, не содержат полного описания всех этапов работы.


    Дата подготовки Справки - 30.01.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ