В разработке
скоро здесь появится информация
ИРКУТСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Иркутской
области и закупками,
объявляемыми на регулирование численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Иркутской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Иркутской области от 09.12.2013 года N 109-оз «Об организации проведения в Иркутской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных», в ред.от 13.07.2016 г.
Ознакомиться с Законом


2. Закон Иркутской области от 09.12.2013 N 110-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями по организации проведения в Иркутской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек», в ред.от 13.07.2016 г.
Ознакомиться с Законом


3. Постановление Правительства Иркутской области от 21.10.2016 г. N 680-пп «Об утверждении Положения об отдельных вопросах организации проведения в Иркутской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных», в ред.от 26.04.2018 г.
Ознакомиться с Постановлением


4. Приказ Службы ветеринарии Иркутской области от 19.12.2016 № 73-спр «Об установлении норматива средней стоимости услуг»
Ознакомиться с Приказом
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Иркутской области от 09.12.2013 года N 109-оз регулирует правоотношения по организации проведения в Иркутской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

  • Организация проведения в Иркутской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, за исключением безнадзорных собак и кошек, осуществляется в порядке, определенном Правительством Иркутской области.
  • Безнадзорные собаки и кошки подлежат мониторингу исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным Правительством Иркутской области.
  • Приоритетными формами содержания отловленных безнадзорных собак и кошек являются формы, связанные с устройством безнадзорных собак и кошек к собственнику.

Законом Иркутской области от 09.12.2013 N 110-ОЗ органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек в границах населенных пунктов Иркутской области.

  • Приложением к Закону является методика расчета субвенций на данные цели.
В расчетах учтено проведение полного комплекса мероприятий, включая стерилизацию и содержание животных.


2. Постановлением Правительства Иркутской области от 21.10.2016 г. N 680-пп утвержден Порядок отлова и содержания безнадзорных животных.

  • Закреплен и подробно описан порядок содержания безнадзорных животных, в частности, нормативы по пространству для содержания на каждое животное.
  • Зафиксировано, что безнадзорные собаки и кошки в срок, не превышающий двух календарных дней со дня их поступления в места содержания, подлежат обязательному клиническому осмотру специалистом в области ветеринарии
  • Установлен порядок карантинирования: безнадзорные собаки и кошки, поступившие в места содержания, подлежат изолированному содержанию на срок двадцать пять дней, в течение которого проводятся мероприятия по профилактике и лечению.
  • Также зафиксирована обязанность учета отловленых животных. В приложении приведены бланки отчетной документации.
  • Предусмотрено проведение стерилизации животных.
Вместе с тем, массовая стерилизация не указана именно как метод регулирования численности популяции, а только предусмотрена как одно из мероприятий.

  • По истечении пяти дней со дня стерилизации (кастрации) безнадзорных собак и кошек осуществляется их возврат в места прежнего обитания, вне границ детских и спортивных площадок, территорий образовательных организаций, организаций здравоохранения и общественного питания.
Таким образом, предусмотрено применение метода ОСВВ.

  • При этом, недостаточно четко зафиксированы основания для эвтаназии. В частности, сказано, что умерщвление безнадзорной собаки или кошки производится специалистом в области ветеринарии при наличии установленных законодательством оснований в соответствии с заключением. Данная формулировка может допускать ее толкования, что на практике может приводить к злоупотреблениям.
  • Говоря о лазейках и упущениях, также важно отметить, что отсутствует запрет на отлов животных исключительно с целью их умерщвления.


3. Приказом Службы ветеринарии Иркутской области от 19.12.2016 № 73-спр установлен норматив средней стоимости услуг по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек.

Согласно документу, норматив средней стоимости услуги по отлову, транспортировке, поддержанию надлежащих условий жизнедеятельности, оказанию ветеринарной помощи, стерилизации (кастрации), умерщвлению, утилизации останков безнадзорных собак и кошек установлен в размере 2500 рублей на одно безнадзорное животное.

Очевидно, что данная цена является низкой и не позволяет добросовестно и в полном объеме оказать вышеуказанные услуги.

Столь низкая цена может способствовать злоупотреблениям со стороны подрядчиков, направленных на сокращению своих расходов в ущерб качеству (например, к недостаточному кормлению или недостаточному уходу за животными).

Также столь низкая цена может приводить к подмене гуманных услуг на негуманные (в частности, подрядчики могут признавать животных подлежащих эвтаназии именно с целью снижения затрат). А для этого у них лазейка, которая позволяет проводить эвтаназию на основании заключения специалиста в области ветеринарии.


    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Иркутской области
    Заказчиками Иркутской области при объявлении закупок на отлов и содержание (регулирование численности) безнадзорных животных используется типовое Техническое задание.

    Данное Техническое задание предусматривает проведение в отношении безнадзорных животных всего комплекса мероприятий, а именно: отлова, транспортировки в пункт временного содержания, осмотра, содержания, учета, вакцинации, стерилизации, мечения, эвтаназии, возврата вакцинированных стерилизованных и неагрессивных животных в места их прежнего обитания.

    Указание в ТЗ полного комплекса услуг является положительным обстоятельством.

    При этом, к размещаемой заказчиками закупочной документации возникает три важных замечания, а именно:

    Цена за комплекс услуг является крайне низкой и составляет 2500 руб. на одно животное.

    Данная сумма не позволяет полноценно и качественно оказать предусмотренный Техническим заданием комплекс мероприятий.

    Данная цена установлена Приказом службы ветеринарии Иркутской области от 19.12.2016 № 73-спр «Об установлении норматива средней стоимости услуг». То есть, она не пересматривалась более 2,5 лет и не соответствует рыночным реалиям.

    Столь низкая цена может приводить к тому, что подрядчики в ходе реализации контракта могут значительно экономить, в ущерб качеству оказываемых услуг, а также подменять гуманные услуги (содержание, вакцинацию и стерилизацию) на негуманные (эвтаназию).

    Помимо того, что объявляемая цена не является рыночной, заказчики указывают цену за комплекс услуг в отношении одного животного, при этом, они не указывают цену каждой услуги. Это неверно.

    Очевидно, что в отношении каждого животного будет оказан различный состав и объем услуг (в зависимости от его возраста, состояния его здоровья, обращения хозяина или нового владельца или отсутствия такового, итоговой длительности нахождения в пункте временного содержания). По этой причине оплата различного состава и объема услуг по единой цене является неверной.

    Закупки на отлов и содержание животных без владельцев относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ, в связи с этим, в соответствии с ч.2 ст.42 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.

    Не менее важным замечанием к размещаемой заказчиками закупочной документации является следующее: в Техническом задании отсутствует четко сформулированный и ограниченный перечень оснований для эвтаназии.

    В место этого, указано, например, следующее: «Умерщвление безнадзорной собаки или кошки производится специалистом в области ветеринарии при наличии установленных законодательством оснований в соответствии с заключением».

    Наличие такой размытой формулировки дает возможность недобросовестным подрядчикам массово эвтанизировать животных, ссылаясь на заключение специалиста в области ветеринарии.

    А такая низкая цена как 2500 руб. может способствовать тому, что подрядчики, с целью сокращения своих затрат, эвтанизируют животных, ссылаясь на заключение ветеринарного специалиста, чем сокращают свои затраты на содержание, уход, вакцинацию и стерилизацию.


    Дата подготовки Справки - 22.06.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ