В разработке
скоро здесь появится информация
РЕСПУБЛИКА
ДАГЕСТАН
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Республики Дагестан и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Республике Дагестан
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Республики Дагестан от 10.05.2017 года № 37 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по организации проведения на территории Республики Дагестан мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О Ветеринарии»
Ознакомиться с Законом


2. Постановление Правительства Республики Дагестан от 30.08.2017 года № 189 «Об утверждении Положения о порядке организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Республики Дагестан»
Ознакомиться с Постановлением


3. Постановление Правительства Республики Дагестан от 09.10.2017 года № 236 «Об утверждении Положения о порядке расходования и учета финансовых средств на предоставление субвенций из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных районов, городских округов и городского округа с внутригородским делением на осуществление государственных полномочий Республики Дагестан по организации проведения на территории Республики Дагестан мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных»
Ознакомиться с Постановлением


4. Приказ Комитета по ветеринарии Республики Дагестан от 06.04.2018 года № 20-25/18 «Об утверждении Порядка проведения мониторинга по определению количества Безнадзорных животных и нормативов определения средней стоимости единицы услуги по отлову, транспортировке, содержанию и учету, стерилизации, усыплению, захоронению и утилизации безнадзорных животных»
Ознакомиться с Приказом
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. В соответствии с Законом Республики Дагестан от 10.05.2017 года № 37, органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Дагестан по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Законом регламентированы права и обязанности органов государственной власти Республики и органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий, а также финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий и порядок отчетности.


2. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30.08.2017 года № 189 утверждено Положение о порядке организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Республики Дагестан.

  • Положение имеет перечень ключевых понятий, которым даны определения.
  • В соответствии с Положением, безнадзорные животные подлежат отлову живыми и не поврежденными. Применяемые для обездвиживания безнадзорного животного вещества должны быть безопасны как для человека, так и для животных.
  • Установлен ряд запретов при отлове, в том числе, запрещено жестоко обращаться с безнадзорными животными.
  • Также установлены обязанности специализированной организации, в частности, об информировании населения о мероприятиях по отлову. Помимо этого, закреплена обязанность передавать отловленных животных в пункт временной передержки по акту не позднее чем в течение одних суток с момента их отлова.
  • Закреплен порядок транспортировки животных, а также требования к специализированному автомобилю и его оснащению.
  • Зафиксирована норма о том, что при погрузке, транспортировке и выгрузке животных применяются устройства и приемы, исключающие травмирование, увечья и гибель животных.
  • Отдельно прописано, что проведение медикаментозной эвтаназии в специализированном автомобиле не допускается.
  • Отдельной главою установлены требования к размещению приютов, а так же требования к регистрации и учету безнадзорных животных в приюте.
  • Содержится перечень мероприятий, которые производятся в пункте временного содержания, а именно: клинический осмотр, карантин, идентификация, обработка против паразитов, вакцинация, стерилизация, послеоперационный уход за животным. То есть, предусмотрен полный перечень мероприятий в отношении отловленных животных.
  • Помимо этого, подробно описаны работы, осуществляемые по уходу за животными в приюте. В них входят: ежедневный осмотр всех животных и их вольеров, кормление, поение, прогулки, чистка, купание, стрижка, механическая уборка клеток, вольеров и других помещений, обеззараживание подстилок, лотков и инвентаря, мытье и обеззараживание посуды, влажная уборка, проведение санитарной уборки всех помещений.
  • Каждое животное, поступившее в пункт временного содержания, должно быть в тот же день осмотрено ветеринарным врачом, а также, при необходимости, вакцинировано.
  • По результатам первичного ветеринарного осмотра на каждое животное оформляется в электронном виде карточка учета безнадзорного животного. Помимо этого установлены требования к фотографии животного, прилагаемой к карточке.
  • К стерилизации, а также идентификации допускаются безнадзорные животные, осмотренные и вакцинированные ветеринарным врачом, после их передержки и ежедневного наблюдения за их здоровьем в течение 5-7 дней.
  • Также установлено, что перед стерилизацией ветеринарный врач проводит клинический осмотр животного, по результатам которого определяет способ стерилизации и условия проведения операции.
  • В период содержания животного после стерилизации ветеринарный врач должен осуществлять ежедневный врачебный осмотр животного. Уход за животными в стационаре пункта стерилизации должен осуществляться круглосуточно.
  • Для идентификации безнадзорного животного применяется метод мечения клипсой или чипом.
  • Требования к содержанию животных в приютах изложены полно и подробно, включая нормы выгула, ухода, кормления, отоплении и вентиляции.
  • Отдельной главой определен рекомендуемый состав обслуживающего персонала приюта.
  • Также установлен примерный и рекомендуемый перечень помещений приюта.
  • Большое внимание в документе уделено учету животных и предоставляемой подрядчиками отчетности, требования к ней изложены четко и подробно.
Необходимо отметить, что Положение подробно и качественно изложено, в нем содержится практически исчерпывающая информация, вплоть до правил личной гигиены сотрудников приюта, обслуживающих животных. Положение имеет выраженный гуманистический вектор, предусматривает проведение в отношении животных всего комплекса мероприятий.

Вместе с тем, для объективности картины, необходимо отметить, что Положение содержит ряд упущений, к ключевым из них можно отнести указанные ниже.

  • Перечень оснований для выбытия животного из пункта временного содержания (приюта) прописан недостаточно четко. Не предусмотрен возврат в среду обитания.
  • Основания для эвтаназии также прописаны нечетко.


3. Постановление Правительства Республики Дагестан от 09.10.2017 года № 236 утверждает порядок расходования и учета финансовых средств на мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных.

  • Согласно Порядку, субвенции перечисляются для осуществления следующих расходов:на проведение мероприятий по отлову и транспортировке безнадзорных животных для размещения их в приютах;на обеспечение идентификации, проведение лечебно-профилактических мероприятий в отношении безнадзорных животных и содержание в период нахождения в приютах временного содержания.
  • Установлено, что органы местного самоуправления, обязаны направлять соответствующую отчетность: в Комитет по ветеринарии Республики Дагестан - отчет о деятельности по проведению мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных;в Министерство финансов Республики Дагестан - отчет о расходовании предоставленных субвенции. Установлены формы, в соответствии с которым данная отчетность должна быть предоставлена.


4. Приказом Комитета по ветеринарии Республики Дагестан от 06.04.2018 года № 20-25/18 утвержден Порядок проведения мониторинга по определению численности безнадзорных животных, а также установлены нормативы определения средней стоимости единицы услуги по отлову, транспортировке, содержанию и учету, стерилизации, усыплению, захоронению и утилизации безнадзорных животных.

  • Зафиксировано, что основными принципами проведения мониторинга являются: комплексность, плановость, целенаправленность, гласность.
  • Мониторинг включает в себя сбор, систематизацию и анализ информации о количестве безнадзорных животных.
  • Зафиксированы следующие методы сбора информации:
а) объезд (обход) подконтрольных территорий, включающих в себя визуальный подсчет безнадзорных животных;
б) опрос жителей, проживающих на территории;в) анализ обращений граждан и организаций по фактам нахождения безнадзорных животных на подконтрольной территории.

  • Также определены цели проведения мониторинга, которыми являются, в том числе, установление количества безнадзорных животных на территории Республики Дагестан, в том числе в разрезе муниципальных образований, планирование проведения мероприятий по регулированию численности и обоснованности их финансирования, а также анализ информации об исполнении и обеспечении контроля исполнения Закона о передаче полномочий.
  • Мониторинг проводится не реже 1 раза в год.
Необходимо подчеркнуть, что наличие описанного Приказа и сам факт осознания необходимости мониторинга численности популяции является передовым и выгодно отличает данный регион от других.


Таким образом, необходимо заключить следующее:

Рассмотренные выше региональные нормативные правовые акты изложены подробно и достаточно качественно проработаны, имеют общий гуманистический вектор, предусматривают проведение в отношении животных мероприятий по отлову, транспортировке, осмотру, карантинированию, вакцинации, стерилизации, содержании, учету и уходу. При этом, возврат в среду обитания не предусмотрен.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Республике Дагестан

    (Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018 год)
    • Ситуацию с закупками на регулирование безнадзорных животных в Республике Дагестан справедливо назвать обнадеживающей: отсутствуют закупки на отлов с целью утилизации и массового умерщвления. Вместо этого объявляются закупки на отлов с последующим содержанием всех отловленных животных. Также предусмотрен осмотр, стерилизация, уход за животными и возможность их возврата собственникам.
    • Преимущественно, в качестве способа определения поставщика заказчики используют аукционы.
    • Заказчики объявляют закупки на достаточно большие объемы, заключают долгосрочные контракты, на данные цели в республике выделяются значительные бюджетные средства. Что говорит об обдуманной деятельности в данном направлении и последовательности регулирования.
    • Цена за комплекс услуг в отношении животного является рыночной, при этом важно отметить, что разброс цен значительный (в несколько раз). От нескольких тысяч рублей до десятков тысяч за животное.
    • Отдельно необходимо отметить качество подготовки закупочной документации заказчиками данной республики: она изложена подробно.
    • Есть закупки, на участие в которых не подается ни одной заявки (таких закупок около 20-25%) от общего объема. В большинстве случаев подает одна или две заявки.


    Дата подготовки Справки - 22.01.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ