В разработке
скоро здесь появится информация
ЧУВАШСКАЯ
РЕСПУБЛИКА
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Республике Чувашия и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Республике Чувашия
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года N 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями», в ред.от 07.03.2019 г.
Ознакомиться с Законом


2. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.06.2012 № 261 «Об утверждении Правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах Чувашской Республики», в ред.от 24.09.2014 г.
Ознакомиться с Постановлением


3. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.06.2014 г. № 204 «О мерах по организации и осуществлению на территории Чувашской Республики мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных»
Ознакомиться с Постановлением


4. Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2016 №126-р «Перечень случаев, при которых допускается умерщвление безнадзорного животного»
Ознакомиться с Распоряжением


5. Приказ Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики от 31 июля 2018 г. № 201 «Об установлении норматива расходов на отлов и содержание одного безнадзорного животного в Чувашской Республике»
Ознакомиться с Приказом



Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года N 55 в ред. от 07.03.2019 г. наделяет органы местного самоуправления Чувашской Республики государственными полномочиями по организации проведения на территории поселений и городских округов мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.Порядок осуществления органами местного самоуправления поселений и городских округов государственных полномочий Чувашской Республики по организации проведения на территории поселений и городских округов мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.


2. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.06.2012 № 261 в ред. от 24.09.2014, утверждены Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах Чувашской Республики.

  • Правила определяют общие требования к порядку регистрации (перерегистрации) собак в городах и других населенных пунктах Чувашской Республики и регламентируют условия содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах Чувашской Республики.
  • Владельцы собак обязаны своевременно регистрировать и ежегодно перерегистрировать принадлежащих им собак. Регистрации подлежат все собаки с 3-месячного возраста независимо от их породы. Вновь приобретенные собаки должны быть зарегистрированы в течение 7 дней со дня их приобретения. Перерегистрация собак производится ежегодно не позднее 12 месяцев со дня регистрации (предыдущей перерегистрации).
  • Регистрация (перерегистрация) собак осуществляется в учреждениях государственной ветеринарной службы Чувашской Республики - районных (городских) станциях по борьбе с болезнями животных.
  • Регистрация (перерегистрация) собаки осуществляется в день обращения владельца собаки и на безвозмездной основе.
  • В процессе регистрации (перерегистрации) собаки ветеринарным специалистом государственного ветеринарного учреждения производятся клинический осмотр собаки и при необходимости вакцинация собаки против бешенства.
  • Также зафиксированы требования к содержанию собак и кошек, порядку выгула, закреплены обязанности их владельцев.


3. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.06.2014 г. № 204 зафиксированы меры по организации и осуществлению на территории Чувашской Республики мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных.

  • Постановление устанавливает необходимость объездов и обходов территорий населенных пунктов для визуального подсчета животных. К участию в объездах могут привлекаться общественные организации, волонтеры, а также активные граждане, которые могут оказать содействие в точном подсчете количества безнадзорных животных.
  • Зафиксирован принцип открытости и доступности информации об отловленных безнадзорных животных.
  • Допускается умерщвление при отлове. Что выражается в следующей формулировке: «При отлове безнадзорных животных, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья человека (людей), в случае необходимости предотвращения вреда жизни и (или) здоровью человека (людей), в том числе при проявлении безнадзорными животными агрессии, представляющей угрозу жизни и здоровью человека (людей), при сбивании безнадзорных животных в стаи более двух особей допускается применение метода иммобилизации, приводящего к умерщвлению таких животных, который осуществляется путем дистанционного введения специальных средств (препаратов), разрешенных к использованию.»
  • Установлены требования к транспортировке животных. Зафиксировано, что при погрузке, транспортировке и выгрузке безнадзорных животных должны использоваться устройства и приемы, исключающие травмы, увечья людей и животных.
  • Работники специализированной организации доставляют отловленных безнадзорных животных для их освидетельствования в государственное учреждение ветеринарии в день отлова. Специалист государственного учреждения ветеринарии непосредственно после освидетельствования каждого отловленного безнадзорного животного составляет акт осмотра.
  • Предусмотрен возврат животных собственникам и передача новым владельцам. При этом, в случае отсутствия таковых, допускается умерщвление невостребованных животных, что фиксируется следующей формулировкой:
« В случае отсутствия у специализированной организации информации о волеизъявлении физических или юридических лиц о принятии и дальнейшем содержании отловленных безнадзорных животных либо отсутствии возможности пристроить животное в пункт временного содержания (приют) отловленные безнадзорные животные (за исключением безнадзорных домашних животных) подлежат умерщвлению медикаментозным способом.»

  • Помимо вышеизложенного, отдельным пунктом установлен ряд оснований для умерщвления, а именно:
  1. в порядке и по основаниям, которые установлены санитарными (ветеринарными) правилами и нормами, в том числе безнадзорных животных, подозрительных по заболеванию бешенством в период проведения мероприятий по профилактике и борьбе с бешенством в неблагополучном по бешенству населенном пункте, кроме покусавших людей или животных;
  2. для прекращения страданий нежизнеспособного безнадзорного животного;
  3. в случае необходимости предотвращения вреда жизни и (или) здоровью человека, в том числе при проявлении безнадзорными животными агрессии, представляющей угрозу жизни и (или) здоровью человека, при сбивании безнадзорных животных в стаи более двух особей.
  • Мероприятия по вакцинации и стерилизации не предусмотрены.

Справедливо заключить, что рассмотренный нормативный правовой акт носит антигуманный характер: во своей сути сводится к перечню оснований для умерщвления на всех этапах, начиная с отлова. Не содержит указания на метод регулирования численности популяции и не предусматривает проведения ключевых мероприятий, обеспечивающих эффективное и гуманное регулирование.



4. Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2016 №126-р установлен перечень случаев, при которых допускается умерщвление безнадзорного животного.
Таковыми являются следующие:

  1. При наличии у безнадзорного животного признаков заболеваний, общих для человека и животных, в порядке и по основаниям, которые установлены санитарными (ветеринарными) правилами и нормами, в том числе безнадзорных животных, подозрительных по заболеванию бешенством, в период проведения мероприятий по профилактике и борьбе с бешенством в неблагополучном по бешенству населенном пункте, кроме покусавших людей или животных.
  2. Для прекращения страданий нежизнеспособного безнадзорного животного.
  3. В состоянии необходимой обороны либо в состоянии крайней необходимости при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, а также при отлове безнадзорных животных, представляющих потенциальную опасность для жизни и (или) здоровья человека (людей), в случае необходимости предотвращения вреда жизни и (или) здоровью человека (людей), в том числе при проявлении безнадзорными животными агрессии, представляющей угрозу жизни и (или) здоровью человека (людей), при сбивании безнадзорных животных в стаи более двух особей, кроме безнадзорных животных, имеющих визуальные признаки наличия у них собственника (породистость, наличие у животного ошейника, намордника, поводка, шлейки, жетона и т.п.), не проявляющих агрессии.
  4. При наличии у безнадзорного животного признаков одичавшего домашнего животного (домашнего животного, которое полностью неподконтрольно человеку и не содержится им, живет в условиях естественной свободы в среде обитания), в том числе в случае отсутствия у отловленного безнадзорного животного визуальных признаков наличия у него собственника (породистость, наличие у животного ошейника, намордника, поводка, шлейки, жетона и т.п.), а также при проявлении безнадзорным животным агрессии по отношению к людям и животным, при условии отсутствия лиц, изъявивших желание принять такое животное для дальнейшего содержания по истечении трех календарных дней содержания его в пункте временного содержания животных.


5. Приказом Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики от 31 июля 2018 г. № 201 установлен норматив расходов на отлов и содержание одного безнадзорного животного в Чувашской Республике.

  • Норматив на Отлов одного животного - 597,40 руб.
  • Норматив на Содержание одного животного в течение 3 суток - 285,40 руб.
  • Нормативов на проведение стерилизации не предусмотрено.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Республике Чувашия
    В Республике Чувашия объявляется относительно небольшое число закупок на регулирование численности безнадзорных животных.

    К закупкам, объявляемым заказчиками Республики Чувашия имеется целый ряд замечаний:

    1. Технических заданиях большинства закупок указаны только услуги по отлову, транспортировке, временному содержанию и эвтаназии животных. Таким образом, заказчики заранее, еще на этапе объявления закупки, предусматривают для животных только один исход - эвтаназию, что противоречит действующему федеральному законодательству.

    При этом, в размещаемой заказчиками документации не предусмотрено ключевое мероприятия, позволяющее эффективно и гуманно снизить численность популяции, - стерилизация (кастрация).

    Именно услуга стерилизации (кастрации) должна быть предусмотрена для всех отловленных животных.

    2. Большинство Технических заданий изложено чрезвычайно кратко, требования к качеству оказываемых услуг изложены фрагментарно, что может препятствовать качественной и объективной приемке услуг по объему и качеству.

    3. Закупочной документацией предусмотрена длительность содержания, равная трем дням.

    При этом, действующее ветеринарное законодательство устанавливает длительность обязательного карантинирования, равную 10 дням. Таким образом, минимальная длительность содержания животных в пункте временного содержания должна быть не меньше, чем 10 дней, что не соблюдается.

    4. К объявляемой заказчиками цене и порядку ее формирования также имеются обоснованные замечания.

    Во-первых, цена, установленная в размере 882,80 руб. на животное (то есть, суммарно за весь комплекс мероприятий) крайне мала, не является рыночной. Это подтверждается тем, что на большинство закупок не подается ни одной заявки от потенциальных подрядчиков.

    Такая цена не позволяет осуществить комплекс гуманных мероприятий, препятствует эффективному и законному регулированию численности.

    Во-вторых, сам порядок формирования цены является неверным.

    Заказчики в Республики Чувашия объявляют цену за комплекс услуг в отношении одного животного.

    При этом, закупки на отлов и содержание животных без владельцев относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ, в связи с этим, в соответствии с п.2 ст.42 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.

    Вместо этого, муниципальные заказчики объявляют цену за комплекс услуг.

    Данное формирование цены может подталкивать недобросовестных подрядчиков на следующее нарушение: признавать большую часть или всех животных агрессивными и эвтаназировать по этому основанию.

    При этом, оплата будет произведена подрядчику в том же объеме, как если бы он оказал в отношении животного услуги содержания, вакцинации, стерилизации, мечения.

    Очевидно, что подрядчику гораздо выгоднее признать животное агрессивным и произвести эвтаназию, нежели содержать животное, ухаживать за ним, вакцинировать и стерилизовать его, при этом, получив точно такую же оплату, как в первом случае.

    Такой соблазн был бы меньше, если бы заказчик установил цену за каждую услугу в отдельности (а не единым комплексом, как это сейчас происходит).


    Дата подготовки Справки - 11.04.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ