В разработке
скоро здесь появится информация
ЧУКОТСКИЙ
АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Чукотского автономного округа и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Чукотском автономном округе
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Чукотского автономного округа от 24.04.2009 N 48-ОЗ "О методиках распределения субвенций из окружного бюджета", в ред.от 23.04.2019 г.
Ознакомиться с Законом



2. Закон Чукотского автономного округа от 17.12.2015 N 131-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Чукотского автономного округа государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", ред.от 26.02.2019 г.
Ознакомиться с Законом


3. Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 09 февраля 2016 года № 55 «Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных животных в Чукотском автономном округе», в ред.от 12.12.2016 г.
Ознакомиться с Постановлением





Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Чукотского автономного округа от 24.04.2009 N 48-ОЗ "О методиках распределения субвенций из окружного бюджета", в ред.от 23.04.2019 г. устанавливает порядок расчета субвенций на мероприятия по обращению с животными без владельцев.

Установлено, что норматив животных, подлежащих отлову и содержанию, определяется для каждого муниципального образования исходя из численности постоянно проживающего населения на 1 января года, предшествующего году предоставления субвенции.

В зависимости от количества жителей устанавливаются следующие нормативы по отлову животных:
  1. муниципальные образования менее 4000 человек - 40 голов животных (к отлову),
  2. муниципальные образования от 4001 до 10000 человек - 30 голов,
  3. муниципальные образования свыше 10001 человек - 15 голов.
При этом, устанавливается норматив на число животных под эвтаназию.

Указано, что доля отловленных животных без владельцев, подлежащих эвтаназии и утилизации, в общей численности отловленных животных в 2019 году составляет 0,6.

То есть, 60%. Это видится необоснованным, негуманным и необъективным. А также ставит крест на всей гуманности изложенных норм.

При этом, доля животных, подлежащих стерилизации и кастрации указана равной 40%.


2. Закон Чукотского автономного округа от 17.12.2015 N 131-ОЗ, в ред.от 26.02.2019 г. регулирует вопросы, связанные с наделением органов местного самоуправления муниципальных образований Чукотского автономного округа государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

  • Реализация государственных полномочий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Чукотского автономного округа путем организации проведения следующих мероприятий:
  1. отлов животных без владельцев;
  2. содержание (в том числе лечение, вакцинация, стерилизация), идентификация и учет отловленных животных без владельцев;
  3. возврат владельцам отловленных животных без владельцев, передача отловленных животных без владельцев заинтересованным гражданам и организациям, возврат животных без владельцев на прежние места их обитания;
  4. эвтаназия животных без владельцев и утилизация их трупов.
Таким образом, в рассматриваемом Законе указан полный перечень мероприятий по гуманному регулированию численности, включая стерилизацию, а также возврат животных в среду их прежнего обитания.

  • Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из окружного бюджета.
Методика расчета нормативов для определения субвенций, предоставляемых местным бюджетам, утверждается Законом Чукотского автономного округа от 24 апреля 2009 года N 48-ОЗ "О методиках распределения субвенций из окружного бюджета", в ред.от 23.04.2019 г. Существенные замечания к ней изложены выше и сводят к нулю гуманность рассматриваемого Закона.

Неясно, как можно называть гуманными нормы, в которых заложено, что 60% животных, то есть, их большая часть, должны быть эвтанизированы, даже с учетом того, что остальные 40% будут стерилизованы (кастрированы).

Такое положение дел можно назвать избирательной или псевдогуманностью.


3. Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 09 февраля 2016 года № 55 утвержден Порядок отлова и содержания безнадзорных животных в Чукотском автономном округе».

  • Организацию мероприятий по отлову и содержанию животных осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований Чукотского автономного округа, наделенные соответствующими государственными полномочиями.
  • Указывается, что обращение с животными основывается на принципах гуманности и соблюдения норм общественной нравственности.
  • Отлов безнадзорных животных производится в целях регулирования их численности, возвращения владельцам, профилактики инфекционных заболеваний, обеспечения общественного порядка.
  • Подробно изложены требования к ловцам и их укомплектации специальными средствами
  • Установлен ряд запретов при отлове. В том числе, запрещено применять способы и технические приспособления, которые могут привести к гибели животных, травмам, увечьям, а также препараты, опасные для их жизни и здоровья.
  • Транспортировка животных в пункт временного содержания специализированной организации производится автотранспортом, специально оборудованным для этого, исключающим возможность травматизма людей и животных, оснащенным наборами медикаментов для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в процессе отлова людям и животным.
  • Отловленные безнадзорные животные в день отлова помещаются в пункт временного содержания специализированной организации, где они подлежат:
  1. регистрации в журнале;
  2. клиническому осмотру и освидетельствованию ветеринарным специалистом;
  3. вакцинации против бешенства.

  • При поступлении в пункт временного содержания безнадзорные животные должны содержаться на карантине не менее 10 дней.
  • В случае необходимости проведения дополнительных лабораторных исследований срок карантина продлевается на пять дней.
  • В состав работ по содержанию в пункте временного содержания безнадзорных животных должны входить:
  1. осмотр всех животных ветеринарным специалистом;
  2. мытье и дезинфекция вольеров, мест для прогулок и подсобных помещений;
  3. мытье и дезинфицирование посуды для животных;
  4. кормление животных;
  5. выгул животных.
При этом, мероприятие по стерилизации в данном Порядке не обозначено.

  • Информация об отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой.
  • Эвтаназия безнадзорных животных производится:
  1. при наличии у безнадзорного животного болезни, общей для человека и животных;
  2. при подозрении безнадзорного животного в заболевании бешенством в период проведения ограничительных мероприятий (карантина) в неблагополучных пунктах;
  3. для прекращения страданий безнадзорного животного в случае травмы, несовместимой с жизнью, или неизлечимой болезни, если оно не может быть прекращено иным способом;
  4. при проявлении агрессии, представляющей угрозу жизни и здоровью человека.
Таким образом, предусмотрен широкий перечень оснований для эвтаназии, в том числе, агрессивность. Это обстоятельство может являться лазейкой и позволять недобросовестным подрядчикам признавать всех животных больными или агрессивными и массово эвтанизировать. Это перечеркивает всю гуманность и прогрессивность иных норм.

Таким образом, при заявляемой гуманности, нормативные правовые акты данного региона изобилуют нарушениями, лазейками и на практике однозначно будут приводить к применению негуманных методов.

    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Чукотском автономном округе
    Ситуация с закупками на регулирование численности безнадзорных животных в Чукотском автономном округе носит ярко выраженный негативный характер.

    Большинство муниципальных заказчиков используют при объявлении данных закупок типовое техническое задание.

    1. При этом, в типовом ТЗ предусмотрены только услуги по отлову, транспортировке, временному содержанию, эвтаназии и утилизации животных. А ключевая услуга, позволяющая эффективно и гуманно снизить численность популяции - стерилизация - не предусмотрена.

    Таким образом, размещаемая большинством заказчиков закупочная документация не предусматривает гуманных путей решения проблемы безнадзорных животных, а в качестве метода снижения их численности предусмотрен только метод умерщвления.

    Важно подчеркнуть, что это не соответствует методу регулирования, который закреплен в принятом Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными».

    Уже вступившие в силу статьи ФЗ 498 однозначно указывают на то, что деятельность по обращению с животными без владельцев включает в себя отлов, их содержание, в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию, возврат на прежние места их обитания.

    Более того, отсутствие в ТЗ услуги стерилизации противоречит нормам Закона Чукотского автономного округа от 17.12.2015 N 131-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Чукотского автономного округа государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", ред.от 26.02.2019 г., которым предусмотрена стерилизация животных и их возврат в среду обитания.

    Таким образом, размещаемая заказчиками закупочная документация не приведена в соответствие с региональным и федеральным законодательством. И требуется внесение изменений в типовое Техническое задание, используемое муниципальными заказчиками Чукотского автономного округа, а также проведение разъяснений с ними о незаконности применения метода массовой эвтаназии, необходимости указания в закупочной документации услуги стерилизации и метода массовых стерилизаций животных.

    2. Вторым, но не менее важным замечанием к размещаемой заказчиками закупочной документации является следующее: в Техническом задании предусматривается широкий спектр оснований для проведения эвтаназии животных, в том числе, допускается эвтаназия по таким основаниям как агрессивность, болезнь и невостребованность животных.

    Важно подчеркнуть, что все эти основания не предусмотрены действующим федеральным законодательством.

    Более того, наличие этих оснований в ТЗ дает возможность недобросовестным подрядчикам массово эвтанизировать животных, признавая всех их больными, невостребованными и агрессивными. Проверить достоверность этих решений заказчикам невозможно.

    То есть, наличие в ТЗ этих оснований не только противоречит действующему федеральному законодательству, но и однозначно приводит к применению на практике метода массовых убийств, который опять же, идет вразрез в федеральной линией гуманизации в решении этой проблемы.

    Отдельно нужно отметить, что допущение заказчиком массовой эвтаназии отловленных животных может приводить к завышению объемов фактически оказанных услуг со стороны подрядчиков, так как крайне легко завысить число отловленных животных, с учетом того, что это животное умерщвлено и уже утилизировано (следов нет).

    То есть, наличие столь широкого перечня оснований для эвтаназии может рассматриваться как возможность для злоупотреблений, приписок и прочих махинаций с бюджетными средствами.



    Дата подготовки Справки - 15.06.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ