В разработке
скоро здесь появится информация
ЧЕЛЯБИНСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Челябинской области и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Челябинской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Челябинской области от 28.03.2013 № 469-ЗО «Об организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных»
Ознакомиться с Законом


2. Закон Челябинской области от 28.03.2013 № 478-ЗО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных»
Ознакомиться с Законом


3. Распоряжение Правительства Челябинской области от 25.04.2013 г. № 92-рп «Об уполномоченном органе по организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных»
Ознакомиться с Распоряжением


4. Приказ Министерства сельского хозяйства Челябинской области от 27.04.2016 № 317 «Об утверждении Правил осуществления органами местного самоуправления Челябинской области переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», в ред.от 18.08.16 г.
Ознакомиться с Приказом


Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Челябинской области от 28.03.2013 № 469-ЗО регулирует отношения, возникающие в связи с организацией проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

  • Законом предусмотрено проведение следующих мероприятий:
  1. отлов животных без владельцев;
  2. транспортировка животных без владельцев;
  3. содержание и учет отловленных животных без владельцев;
  4. лечение и ветеринарная обработка (в том числе вакцинация и иммунизация) животных без владельцев от заразных болезней;
  5. стерилизация (кастрация) животных без владельцев;
  6. умерщвление животных без владельцев;
  7. захоронение (утилизация) трупов животных без владельцев.
Таким образом, Законом предусмотрено проведение в отношении животных полного комплекса мероприятий.
Данное обстоятельство является положительным.


2. Закон Челябинской области от 28.03.2013 № 478-ЗО наделяет органы местного самоуправления полномочиями по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных (мероприятия перечислены в Законе, они полностью соответствуют комплексу мероприятий, указанному в Законе Челябинской области от 28.03.2013 № 469-ЗО).

То есть, муниципалитетам переданы полномочия на проведение в отношении животных полного комплекса мероприятий.

  • Также Законом закреплен порядок предоставления субвенций на данные цели и отчетности за них. Приложением является методика расчета размера субвенций.


3. Распоряжением Правительства Челябинской области от 25.04.2013 г. № 92-рп Министерство сельского хозяйства Челябинской области определено уполномоченным органом по организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.


4. Приказом Министерства сельского хозяйства Челябинской области от 27.04.2016 № 317 утверждены Правила осуществления органами местного самоуправления Челябинской области переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

По сути, данный нормативный правовой акт может считаться основным по рассматриваемому вопросу.

  • Зафиксировано, что осуществление данных мероприятий основывается на принципах гуманного отношения к животным и соблюдения норм общественной нравственности, исключающих убийство животных и жестокое обращение с ними.
  • Отлов безнадзорных животных производится в целях регулирования их численности, устранения угрозы для жизни и здоровья человека, предупреждения возникновения опасных для человека и животных болезней, обеспечения общественного порядка и спокойствия населения, возвращения животных собственнику либо передачи заинтересованным организациям или гражданам на основании их заявлений.
  • Установлен ряд запретов при отлове.
  • Зафиксированы требования к порядку транспортировки животных.
  • Информация об отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой.
  • Отловленные безнадзорные животные в день отлова размещаются в карантинном помещении пункта временного содержания, где они подлежат регистрации в Журнале. Срок содержания безнадзорных животных в карантинном помещении составляет 10 дней для исключения заболеваний.
  • В период нахождения в карантинном помещении безнадзорные животные осматриваются ветеринарным специалистом, им оказывается ветеринарная помощь, другие необходимые профилактические мероприятия по заключению ветеринарного специалиста.
  • В состав работ по содержанию в пункте временного содержания безнадзорных животных должны входить: осмотр всех животных; мытье и дезинфекция вольеров, мест для прогулок и подсобных помещений; мытье и дезинфицирование посуды для животных; кормление животных и др. мероприятия.
  • Отдельно прописаны требования к порядку размещения животных и квадратуре на каждое животное.
  • При этом указано, что методами регулирования численности безнадзорных животных на территории Челябинской области являются:
  1. стерилизация (кастрация) безнадзорных животных;
  2. безболезненное умерщвление безнадзорных животных в специализированных организациях по предусмотренным основаниям.
Таким образом, умерщвление рассматривается как один из методов регулирования численности популяции, наряду со стерилизацией.

Неясно, на основании чего на практике производится выбор между этими методами регулирования, так как они противоположны друг другу.

  • Указано, что умерщвлению по заключению специалиста в области ветеринарии подвергаются:
  1. повышенно агрессивные безнадзорные животные;
  2. безнадзорные животные, у которых обнаружены признаки заболеваний, общих для человека и животного, или неизлечимые болезни, вызывающие чрезмерные страдания;
  3. безнадзорные животные, подозрительные в заболевании бешенством, в период проведения мероприятий по профилактике и ликвидации бешенства в неблагополучном по бешенству пункте, кроме покусавших людей или животных.
То есть, предусмотрена эвтаназия по причине агрессии. При этом. Порядок проведения диагностики и измеримые критерии агрессии не зафиксированы. По сути, это отдается на откуп конкретному специалисту.

Очевидно, что на практике это может приводить к злоупотреблениям и являться лазейкой, по которой все или большая часть животных будут усыпляться под видом агрессивных.

Указание на эвтаназию как метод регулирования и наличие такого основания для усыпления как агрессивность, сводит к нулю гуманность изложенных выше норм.

  • Помимо этого, основания для выбытия животных из пункта временного содержания прописаны недостаточно четко: в частности, неясно, что делать с животными, если владелец не найден, нового собственника также нет, оснований для эвтаназии нет – данный важный аспект не прописан.
  • Также не зафиксирована обязанность проведение мониторинга численности популяции и проведения разъяснительной работы с населением об ответственном обращении с животными.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Челябинской области
    Ситуация с закупками, объявляемыми заказчиками данного региона на регулирование численности безнадзорных животных, носит неоднозначный характер по следующей причине: имеются закупки, в которых предусмотрен полный комплекс мероприятий в отношении всех отловленных животных, при этом, есть и закупки, в которых услуги стерилизации предусмотрены только для части из отловленных животных, а также в которых заранее указано число животных под эвтаназию – то есть, закупки с нарушениями.

    Говоря о положительных аспектах, нужно отметить следующие:

    • Техническое задание, размещаемое Заказчиками данного региона, является подробно изложенным, в нем предусмотрен полный комплекс мероприятий.
    • Цена на данные услуги является рыночной.

    Вместе с тем, как уже было указано выше, к данным закупкам имеются серьезные замечания, состоящие в следующем:

    В ряде Технических заданий ключевая услуга – стерилизация – предусмотрена не для всех отловленных животных, а только для части из них (например, только для 40 животных из 100).

    Совершенно неясно, на каком основании Заказчик полагает, что у 60 отловленных животных будут иметься противопоказания для данной процедуры.

    Получается, что подрядчик не сможет провести стерилизацию 60 животных, то есть, не сможет применить на практике гуманный и эффективный метод массовых стерилизаций.

    Заменить данную услугу нечем, отдавать новому владельцу нестерилизованное животное – это значит создавать угрозу того, что данное животное будет приносить нежелательное потомство и пополнять популяцию. В этом ключе, данные действия и расчеты Заказчика видятся необоснованными.

    В ряде Технических заданий заранее указано, в отношении скольких животных будет оказана услуга эвтаназии.

    При этом Заказчики не учитывают, что решение о проведении эвтаназии может быть принято только по итогам осмотра животного и оценки его состояния здоровья. Заказчик никак не может знать заранее, у скольких животных будут выявлены законные основания для эвтаназии.

    Такое указание содержит признаки необъективности при описании объекта закупки.

    Неясно, как быть подрядчику, если у животных нет оснований для эвтаназии, при этом, требование об эвтаназии указанного числа животных содержится в ТЗ.

    Помимо этого, Заказчики в Технических заданиях предусматривается либо достаточно широкий перечень оснований для эвтаназии, либо сформулированный нечетко, позволяющий широко трактовать формулировки.

    Например, предусмотрена возможность эвтаназии по заключению специалиста в области ветеринарии, без каких-либо уточнений.

    Очевидно, что и заключение ветеринар может выдать то, которое необходимо, если четко не прописать основания.

    Таким образом, туманные формулировки в ТЗ развязывают руки недобросовестным подрядчикам и могут привести к применению на практике метода массовых убийств вместо метода массовых стерилизаций.

    Отдельно нужно отметить, что допущение заказчиком эвтаназии по неясным и непроверяемым основаниям, может приводить к припискам и завышению объемов фактически оказанных услуг со стороны подрядчиков, так как крайне легко завысить число отловленных животных, с учетом того, что это животное умерщвлено и уже утилизировано (следов нет).

    То есть, наличие широкого перечня оснований или неточных формулировок этих оснований может рассматриваться как возможность для злоупотреблений, приписок и прочих махинаций с бюджетными средствами.


    Дополнительная информация:
    https://vecherka.su/articles/society/140826/
    http://www.mineco174.ru/Publications/News/Show?id=1487
    http://uralpress.ru/news/obshchestvo/kontrakt-na-otlov-zhivotnyh-v-chelyabinske-podpisan


    Дата подготовки Справки - 02.07.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ