В разработке
скоро здесь появится информация
РЕСПУБЛИКА
БУРЯТИЯ

Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Республики Бурятия и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Республике Бурятия
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1.Законом Республики Бурятия от 26.03.2005 N 1054-III «Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в республике Бурятия»
Ознакомиться с Законом


2. Законом Республики Бурятия от 07.11.2008 N 574-IV «О содержании и защите домашних животных на территории республики Бурятия»
Ознакомиться с Законом


3. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.07.2014 N 318 «Об утверждении порядка отлова, транспортировки и содержания безнадзорных домашних животных в республике Бурятия»
Ознакомиться с Постановлением


4. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.07.2014 N 323 «Об утверждении Порядка регистрации домашних животных в Республике Бурятия»
Ознакомиться с Постановлением


5. Приказом Управления Ветеринарии Республики Бурятия от 10.05.2017 № 01-06-71/1
«О утверждении порядка проведения оценки численности безнадзорных домашних животных в Республике Бурятия»
Ознакомиться с Приказом


6. Приказом Управления ветеринарии Республики Бурятия от 13.06.2017 N 01-06-174/1 «Об определении расчетной стоимости содержания безнадзорных домашних животных в пунктах передержки»
Ознакомиться с Приказом
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Республики Бурятия от 26.03.2005 N 1054-III определяет порядок обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Республике Бурятия, а также порядок оказания ветеринарных услуг.

Законом определены полномочия Правительства Республики, полномочия Народного Хурала, порядок организации ветеринарной службы и осуществления государственного ветеринарного надзора.

Закон не определяет порядок регулирования численности безнадзорных животных.


2. Закон Республики Бурятия от 07.11.2008 N 574-IV регулирует отношения в сфере содержания и защиты домашних животных от неблагоприятного физического, санитарно-эпидемиологического и иного воздействия, а также отлова безнадзорных домашних животных.

  • В Законе содержится перечень ключевых понятий, которым даны определения.
  • Законом установлены основные принципы, которые должны применяться в отношении животных, а именно:
  1. гуманность обращения с домашними животными и обеспечение безопасности населения при их содержании;
  2. обеспечение условий жизни домашнего животного в соответствии с его видовыми и индивидуальными особенностями;
  3. участие государственных органов Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, общественных организаций и граждан в осуществлении мероприятий по содержанию и защите домашних животных;
  4. ответственность граждан, должностных и юридических лиц за несоблюдение Закона, иных нормативных правовых актов в сфере охраны домашних животных, действующих на территории Республики Бурятия.
  • Отдельная статья Закона посвящена обязанностям владельцев животных.
  • В частности, установлен запрет на нахождение домашних животных на улице и в иных общественных местах без сопровождения, а также запрет на оставление животного без попечения.
  • Установлена обязанность регистрировать собак путем проведения процедуры идентификации домашнего животного с помощью регистрационного знака.
  • Законом зафиксированы нормы и условия, необходимые к соблюдению при содержании животных. Эти нормы четко сформулированы и подробно изложены, имеют гуманистический вектор.
  • Отдельная статья закона посвящена порядку деятельности приютов и передержек для животных. В частности, законом установлено, что при специализированных организациях, осуществляющих отлов безнадзорных домашних животных, приюты для их содержания создаются в обязательном порядке.
  • Законом зафиксировано, что в приютах должен вестись обязательный учет по каждому животному, содержаться полная информация по всем аспектам деятельности.
  • Законом установлено, что животные, поступившие в приют, должны быть осмотрены ветеринарным врачом в день поступления. Раненые животные или животные с явными признаками болезни осматриваются в течение трех часов после поступления в приют, после чего им оказывается первая помощь. Вновь прибывшие домашние животные подлежат обязательному карантинированию.
  • Закон делит все приюты на приюты кратковременного и длительного содержания.
  • Отдельная статья Закона посвящена порядку отлова животных. Зафиксировано, что отлов безнадзорных домашних животных основывается на принципах гуманного отношения к животным и соблюдения норм общественной нравственности. Также установлено, что безнадзорные домашние животные подлежат отлову, транспортировке и содержанию специализированными организациями.
  • Установлен прямой запрет на жестокое обращение с животными в ходе отлова и на дальнейших этапах работы.
  • Зафиксировано, что безнадзорные животные после отлова помещаются в приюты, где подлежат обязательному осмотру, по результатам которого составляется заключение о состоянии здоровья и принимается решение о дальнейшем их использовании, в том числе передаче владельцам и заинтересованным лицам (новым владельцам), а также при необходимости усыпления на основании заключения специалиста в области ветеринарии.- Установлена обязанность специализированной организации информировать население о мероприятиях по отлову и о местонахождении пункта временного содержания животных.


3. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.07.2014 N 318 утвержден Порядок отлова, транспортировки и содержания безнадзорных домашних животных в республике Бурятия.
Данный нормативный правовой акт является основным по рассматриваемому вопросу.

  • Главным распорядителем бюджетных средств по отлову, транспортировке и содержанию безнадзорных домашних животных является Управление ветеринарии Республики Бурятия.
  • Продублировано требование к специализированным организациям об информировании населения о планируемых мероприятиях по отлову и о местонахождении приютов для животных.
  • Важно отметить, что при общем гуманном векторе данного Порядка, отсутствует прямое указание на то, что отлов животных исключительно с целью их умерщвления запрещен.
  • Установлены требования к порядку транспортировки отловленных животных, спец. автомобилю и его оснащению.
  • Продублировано требование об осмотре животных в день их поступления. Также Порядком установлено, что специалист в области ветеринарии по итогам осмотра и наблюдения за животным относит его либо к категории одичавших, либо к категории способных к адаптации.
  • В Порядке зафиксировано, что в приютах проводятся следующие мероприятия:
  1. осмотр животных;
  2. очистка и дезинфекция вольеров, подсобных помещений, инвентаря, одежды;
  3. мытье и дезинфицирование посуды для животных;
  4. кормление животных.
Также зафиксирован ряд нормативов, определяющих порядок содержания, в частности, размеры клеток и вольеров, объемы опилок и соломы, количество корма.

  • Важно отметить, что на этапе содержания не установлена обязанность проведения стерилизации животных. Стерилизация не зафиксирована в качестве основного метода гуманного снижения численности популяции безнадзорных животных.
  • Установлен перечень оснований для эвтаназии, в который входят следующие случаи:
- наличие признаков заболевания бешенством;- агрессивное поведение одичавшего домашнего животного, несущего угрозу жизни и (или) здоровью человека;
- прекращение страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом;
- наличие у животного неизлечимого заразного заболевания либо если животное является переносчиком этого заболевания.

Важно отметить, что данные формулировки допускают возможности их трактовки и на практике могут приводить к необоснованной эвтаназии.
  • Также установлены требования к учету и отчетности, в частности, составлению Акта отлова, Заключению о клиническом состоянии животного, а также ведению Реестра учета животных.
  • Необходимо отметить, что не установлен четкий перечень оснований для выбытия животного из пункта временного содержания. Возможность возврата в среду обитания не предусмотрена. Не определен порядок действий подрядчика с невостребованными животными после истечения срока содержания.
Таким образом, Порядок при общем гуманном векторе, содержит ряд серьезных упущений.


4. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.07.2014 N 323 утвержден Порядок регистрации домашних животных в Республике Бурятия.

  • В Порядке зафиксировано, что регистрация животных осуществляется в целях профилактики особо опасных инфекционных и паразитарных болезней человека и животных, создания базы данных домашних животных, в том числе для организации розыска пропавших домашних животных и возвращения их владельцам, контроля и регулирования численности безнадзорных домашних животных.
  • Порядком установлено, что все собаки, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, по достижении 3-месячного возраста подлежат обязательной регистрации путем проведения процедуры идентификации с помощью выдачи регистрационного знака в виде жетона с нанесенным на него идентификационным номером или электронного носителя информации (микрочипа) (по выбору владельца).
Владелец, который приобрел незарегистрированную собаку, обязан ее зарегистрировать в течение 30 календарных дней со дня приобретения.

Владельцы домашних животных других видов по желанию могут также зарегистрировать свое домашнее животное.


5. Приказом Управления Ветеринарии Республики Бурятия от 10.05.2017 № 01-06-71/1
утвержден Порядок проведения оценки численности безнадзорных домашних животных в Республике Бурятия.

  • В Порядке указано, что существует прямая зависимость между численностью безнадзорных животных и плотностью проживания населения и продуктов потребления населения.
  • Порядком установлено, что определение численности безнадзорных домашних животных определяется в городских округах, сельских и городских поселениях с численностью более 1000 человек.
  • В Порядке приведена расчетная формула, в которой, по сути и отражена зависимость предполагаемой численности популяции от численности населения.


6. Приказ Управления ветеринарии Республики Бурятия от 13.06.2017 N 01-06-174/1 устанавливает длительность содержания безнадзорных животных в пунктах временного содержания. Длительность содержания равна 10 дням.

При этом, важно отметить, что рассмотренными выше нормативными правовыми актами не установлен четкий перечень оснований для выбытия животного из пункта временного содержания. Не определен порядок действий подрядчика с невостребованными животными после истечения срока содержания. То есть, может сложиться ситуация, когда показания для эвтаназии отсутствуют, животное не востребовано законным владельцем или новым собственником, а 10-дневный срок содержания истек - действия подрядчика в данной ситуации не регламентированы. Такой вакуум, в том числе, может подталкивать недобросовестных подрядчиков к признанию всех животных подлежащими эвтаназии, с целью исключения обязанности их содержания.


Таким образом, необходимо заключить следующее:

Рассмотренные выше нормативные правовые акты не противоречат друг другу, составляя смысловой комплекс. При этом, в них содержатся существенные упущения, основным из которых справедливо назвать отсутствие указания на обязательную стерилизацию (кастрацию) безнадзорных животных на этапе их содержания, а также отсутствие указания на метод массовых стерилизаций как основной для эффективного снижения численности популяции.

Еще одним упущением можно назвать отсутствие нормативной закрепленной обязанности проводить разъяснительную работу с населением, направленную на формирование ответственного отношения к животным и профилактику проблемы безнадзорности.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Республике Бурятия

    (Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018 год)
    • Проведя мониторинг и анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Республике Бурятия, можно заключить, что к большей части из них есть важное замечание: в закупочной документации указаны услуги отлова, транспортировки животных в пункт временного содержания, клинического осмотра, собственно содержания, эвтаназии в случаях выявления оснований, утилизации.

    При этом, в перечне услуг отсутствуют такие ключевые мероприятия, как вакцинация и стерилизация. При этом, данная закупочная документация и действующее законодательство предусматривает возможность возврата животных их законным владельцам или же передачу новым владельцам. Таким образом, на практике будет складываться ситуация, когда животные поступают к владельцам способными к репродукции и не вакцинированными.

    Очевидно, что такое положение дел противоречит исходной цели эффективного регулирования численности (так как животные не стерилизуются в обязательном порядке) и требованиям обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения (так как они не вакцинируются в обязательном порядке).

    • Помимо указанного выше замечания, важнейшим замечанием является то, что в большинстве закупок присутствует широкий перечень оснований для проведения эвтаназии, формулировки данных оснований недостаточно четкие, что позволяет на практике широко трактовать их, а следовательно, применять эвтаназию необоснованно, в том числе, для минимизации затрат подрядчика на содержание.
    • Только часть закупок представляет собой закупки всего комплекса услуг, а именно: отлова, транспортировки, осмотра, содержания, вакцинации, стерилизации и возврата либо законным собственникам, либо новым владельцам, либо выпуска в прежнюю среду обитания.
    • Число закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Республике Бурятия большое, объем закупок также высок.
    • Имеются закупки, на участие в которых подрядчиками не было подано заявок, но число таковых малое. В большинстве случаев на закупку подается одна или две заявки от потенциальных подрядчиков.
    • Цена, объявляемая заказчиками за комплекс работ в отношении одного животного, является невысокой, варьируется от 1700 до 2300 руб., в среднем составляя 2000 руб.
    Есть основание предположить, что данная цена не позволяет качественно и в полном объеме оказывать услуги и способствует злоупотреблениям, например, минимизации затрат за счет признания животных подлежащих эвтаназии.


    Дата подготовки Справки - 08.01.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ