В разработке
скоро здесь появится информация
БРЯНСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Брянской
области и закупками,
объявляемыми на регулирование численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Брянской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Постановление Администрации Брянской области от 28.05.2009 № 508 "Об утверждении правил отлова, транспортировки и содержания безнадзорных и бродячих кошек и собак в Брянской области", в ред.от 14.07.2009 г.
Ознакомиться с Постановлением

2. Закон Брянской области от 13.06.2013 № 41-3 «О регулировании некоторых вопросов в сфере содержания домашних животных и обращения с безнадзорными животными в Брянской области»
Ознакомиться с Законом

3. Закон Брянской области от 01.08.2014 № 60-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по организации проведения на территории Брянской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации отлова и содержания безнадзорных животных на территории Брянской области», в ред.от 06.11.2015 г.
Ознакомиться с Законом
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Постановлением Администрации Брянской области от 28.05.2009 № 508 утверждены Правила отлова, транспортировки и содержания безнадзорных и бродячих кошек и собак в Брянской области.

  • Правила распространяются на работы по отлову безнадзорных и бродячих кошек и собак, а также транспортировке их в стационар для возвращения под опеку жителям и организациям или размещению в пункте временного содержания (приюте).
  • Правилами закреплено, что регулирование численности безнадзорных и бродячих кошек и собак должно учитывать биологические закономерности и социально-нравственные аспекты и отвечать требованиям гуманности и современным технологиям, исключающим убийство животных и жестокое обращение с ними.
  • Отлов безнадзорных и бродячих кошек и собак производится в целях обеспечения безопасности граждан и возвращения животных их владельцам.
  • Запрещается жестокое обращение с кошками и собаками при их отлове, транспортировке и содержании.
  • Зафиксированы требования к автомобилю для перевозки животных и порядку транспортировки.
  • Организация, занимающаяся отловом, производит кормление и содержание в вольерах отловленных безнадзорных и бродячих кошек и собак не более 10 дней, включая выходные дни.

Таким образом, в Правилах зафиксирована норма о гуманном и нравственном отношении к животным. При этом, не зафиксирован полный комплекс мероприятий в отношении безнадзорных животных, в частности, отсутствует норма о массовой стерилизации животных как методе регулирования численности популяции.

2. Закон Брянской области от 13.06.2013 № 41-3 «О регулировании некоторых вопросов в сфере содержания домашних животных и обращения с безнадзорными животными в Брянской области» регулирует отношения, связанные с содержанием домашних животных и обращением с безнадзорными животными в Брянской области.

  • Закон закрепляет общие требования при обращении с животными.
  • Установлен ряд запретов при обращении с животными, в частности, запрет на жестокое умерщвление.
  • Также запрещена пропаганда жестокого, антигуманного обращения с животными и призывы к жестокому обращению с животными.
  • Закреплены обязанности владельцев домашних животных при их содержании. В частности, владельцы обязаны принимать меры по предотвращению появления нежелательного потомства у животных путем применения временной изоляции либо контрацептивных средств, либо стерилизации (кастрации).
  • Обращению с безнадзорными животными посвящена отдельная статья.
  • Безнадзорные животные подлежат отлову уполномоченными организациями.
  • Обращение с безнадзорными животными должно основываться на принципах гуманного отношения к животным и соблюдения норм общественной нравственности.
  • Отлов безнадзорных животных проводится в целях их помещения в приют для регистрации, вакцинации, стерилизации (кастрации), изоляции заболевших животных, последующей передачи в собственность, а также в целях предотвращения потенциального риска причинения такими животными вреда жизни и (или) здоровью и (или) имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц.
  • При отлове безнадзорных животных запрещается применять способы, препараты, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам, гибели безнадзорных животных либо опасные для их жизни или здоровья.
  • Отдельная глава посвящена регистрации животных. Регистрация домашних животных производится в заявительном порядке.
  • Отдельная глава посвящена приютам для животных. Закреплены обязанности владельцев приютов.

Необходимо заключить, что рассмотренный Закон имеет гуманистический вектор, предусматривает проведение в отношении животных полного комплекса мероприятий, включая стерилизацию.
При этом, в нем содержатся скорее общие фразы и общий посыл, нежели конкретика. В частности, не зафиксирован сам метод регулирования численности, он не обозначен. Не прописаны четко основания для выбытия животных из пункта временного содержания (приюта). Нет перечня оснований для эвтаназии.
Такое отсутствие конкретики на практике приводит к самовольной трактовке подрядчиками норм.

3. Закон Брянской области от 01.08.2014 № 60-З в ред.от 06.11.2015 г. наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Брянской области по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации отлова и содержания безнадзорных животных.

Приложением в Закону является методика расчета размера субвенций, передаваемых муниципалитетам на данные цели.

Важно отметить, что в расчет размера субвенций заложены затраты на весь комплекс мероприятий: отлов, транспортировку, содержание, кормление и уход, стерилизацию, эвтаназию.

Расходы на содержания рассчитываются исходя из длительности 10 дней.


Дополнительная информация:

Управление ветеринарии Брянской области регулярно публикует на своем официальном сайте информацию о том, что проводятся работы по отлову с целью вакцинации и стерилизации животных, с последующим возвратом их в среду обитания.
Примеры:
http://uprveter32.ru/index.php/podvedomstvennye-organizatsii/org10/671-nachalas-rabota-po-regulirovaniyu-chislennosti-beznadzornykh-zhivotnykh-v-g-klintsy
http://uprveter32.ru/index.php/podvedomstvennye-or...

Также в данных публикациях указано, что к проведению работ по отлову привлекаются различные МУПы (МУП жильщно-коммунального обслуживания, МУП «Торговые ряды»). Указано, что мероприятия по вакцинации и стерилизации ведутся на базе станций СББЖ.
Проверить эту информацию на достоверность не представляется возможным, но целом, это видится прогрессивным.
Также в СМИ имеются публикации об участии Брянских активистов Общероссийского народного фронта в улучшении ситуации с безнадзорными животными.
В частности, ОНФ провел круглый стол по теме «Проблемы в сфере обращения с безнадзорными животными». В обсуждении приняли участие представители Брянской городской администрации, прокуратуры, Брянской городской станции с болезнями животных, а также зоозащитных организаций.
https://onf.ru/2018/10/22/bryanskie-aktivisty-onf-...

Заключение:

Судя по имеющейся в СМИ информации, если рассматривать ее комплексно, создается впечатление, что Брянская область действительно делает некоторые шаги в правильном направлении. Что выражается в том, что в нормативных правовых актах указывается весь комплекс услуг, включая стерилизацию, что на базе станций СББЖ ведется вакцинация и стерилизация, а затем производится возврат в среду обитания, что есть не во всех регионах. Это прогрессивно. Но вместе с тем очевидно, что имеется острый недостаток приютов, что ситуация в удаленных муниципалитетах области значительно хуже, чем в Брянске, что закупки в ЕИС не размещаются, а также в самих НПА содержатся скорее общие нормы и посылы о гуманности, при этом допущен ряд упущений (описанных выше).


    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Брянской области
    Ситуация с закупками на регулирование численности безнадзорных животных в Брянской области в полной мере неясна.

    В ЕИС за 2019 год размещено только три закупки, что дает основание полагать, что заключается большой объем прямых контрактов на сумму до 100 тыс.руб.

    На практике, содержание и степень гуманности прямых контрактов значительно ниже, и нарушений в них больше, нежели в документации, размещаемой в ЕИС.

    Таким образом, можно скорее предполагать негативный сценарий, нежели позитивный.

    Анализируя размещенные в ЕИС закупки, важно отметить, что к ним также возникают вопросы.

    В частности, подрядчикам дается возможность эвтанизировать животных по заключению специалиста в области ветеринарии. При этом, четких оснований для принятия такого решения не прописано, что, безусловно, развязывает руки недобросовестным подрядчикам.

    Совершенно очевидно, что подрядчику выгоднее отловить и признать животное подлежащим эвтаназии, дабы не нести расходы на содержание, обработку, вакцинацию и стерилизацию.

    Для объективности картины также нужно отметить, что в данном регионе объявляются закупки и на гуманное регулирование, в частности, на массовую стерилизацию, на эту цель выделяются значительные средства.

    По всей видимости, более прогрессивен в этом вопросе сам город Брянск (где и обнаружена закупка на массовую стерилизацию). А муниципалитеты области, по всей видимости, отстают и применяют антигуманные методы, поэтому и заключают прямые контракты.

    Дата подготовки Справки - 17.06.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ