В разработке
скоро здесь появится информация
БЕЛГОРОДСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Белгородской
области и закупками,
объявляемыми на регулирование численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Белгородской области
В Белгородской области порядок регулирования численности безнадзорных животных регламентируется следующими правовыми актами:

1. Постановлением Правительства Белгородской области от 04.04.2016 г. № 88-пп «Об организации отлова и содержания безнадзорных животных на территории Белгородской области»
Ознакомиться с Постановлением

2. Постановлением Губернатора Белгородской области от 26 мая 2011 года № 57 «О мерах по снижению заболеваемости бешенством животных и профилактике гидрофобии»
Ознакомиться с Постановлением
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1.Постановление Правительства Белгородской области от 04.04.2016 г. № 88-пп устанавливает порядок отлова, транспортировки, размещения в приюте, содержания, учета и регистрации безнадзорных животных.

  • Документ содержит перечень ключевых понятий и их определений.
  • Зафиксирована обязанность отлова всех животных, вне зависимости от пола, возраста и породы.
  • Установлена обязанность соблюдения норм гуманности при осуществлении отлова и транспортировки. В документе выражен общий гуманный вектор, при этом важно отметить, что не все требования изложены достаточно полно, имеются лазейки, позволяющие обходить нормы.
  • Введен ряд запретов, в том числе, на применение негуманных способов отлова, а также средств, механизмов, причиняющих травмы или влекущих гибель. Также введен запрет на применение самодельных средств для отлова. При этом, необходимо отметить, что прямой запрет на отлов с целью умерщвления отсутствует.
  • Закреплена обязанность доставки животных в приюты в день отлова.
  • Зафиксирована обязанность составления Акта отлова на каждое животное.
  • Установлены требования к порядку осуществления транспортировки животных, а также требования к автомобилю и его оснащению.
  • Установлен перечень требований к содержанию животных.
  • Закреплена обязанность учета и регистрации поступивших в приют животных.
  • Зафиксированы мероприятия, проводимые на этапе содержания, а именно: прием животных, их ветеринарный осмотр, обработка против паразитов, вакцинация, кормление, выгул, а также мытье и дезинфекция помещений.
  • При этом необходимо отметить отсутствие четкого требования об обязательном проведении осмотра всех поступивших животных специалистом в области ветеринарии именно в день отлова.
  • Не зафиксирована необходимость подготовки ветеринарного заключения по результатам осмотра каждого безнадзорного животного.
  • Помимо этого, не зафиксирована обязанность оказания неотложной помощи раненным или больным животным, не установлен срок, не позднее которого данная помощь должна быть оказана.
  • Особенно важно подчеркнуть, что не закреплена обязанность проведения стерилизации животных на этапе их содержания и метод массовых стерилизаций не закреплен как наиболее эффективный для гуманного снижения численности популяции. Данное обстоятельство может снизить общую эффективность применения нормативного правового акта и вступает в противоречие с его общим вектором.
  • Помимо этого, на этапе содержания предусмотрена эвтаназия по показаниям. Определены оснований для ее проведения, а именно: признаки беспричинной агрессии, наличие неизлечимой болезни, причиняющей животному страдания. Установлено, что решение о проведении эвтаназии принимается комиссионно и фиксируется в Акте. Необходимо зафиксировать, что отсутствуют четко сформулированные и однозначно трактуемые критерии для оценки состояния животного и порядок их диагностики, что может являться лазейкой, позволяющей недобросовестным подрядчикам производить эвтаназию животных с целью минимизации своих затрат на их содержание.
  • Важно отметить отсутствие зафиксированного перечня оснований для выбытия животного из пункта временного содержания. Не определен порядок действий в отношении животных в случаях, если они не востребованы собственниками и не переданы новым владельцам, а установленный срок пребывания в пункте временного содержания (приюте) истек. Не предусмотрена возможность возврата в среду обитания.
  • Установлено требование об открытости и доступности информации о содержащихся в приюте животных.
  • В Приложениях к настоящему Порядку приведены бланки Заявки на отлов безнадзорных животных, Акта отлова безнадзорных животных, Акта эвтаназии животного, Акта приема-передачи животного.
  • Необходимо отметить, что в Порядке отсутствует обязанность проведения мониторинга численности популяции для объективного определения числа животных, подлежащих отлову, а также для обоснования объема закупаемых услуг по регулированию численности.
  • Также не зафиксирована необходимость проведения разъяснительной работы с населением с целью популяризации ответственного обращения с животными и пропаганды гуманных способов регулирования численности (массовых стерилизаций).

2.Постановлением Губернатора Белгородской области от 26 мая 2011 года № 57 определены мероприятия по предупреждению бешенства среди диких плотоядных и сельскохозяйственных животных, а также утверждены Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах на территории Белгородской области.

  • Правила распространяются на всех владельцев собак и кошек включая учреждения, организации, находящиеся на территории Белгородской области и устанавливают обязанности владельцев и порядок содержания животных.
  • Правилами установлена обязанность регистрации и ежегодной перерегистрации собак и кошек в ветеринарных учреждениях (с трехмесячного возраста). При регистрации собак и кошек производится их идентификация путем присвоения идентификационного номера в виде чипирования.
  • Установлена обязанность постановки на учет вновь приобретенных собак и кошек, которая осуществляется в управляющих компаниях и товариществах собственников жилья по месту жительства, нахождения учреждений, предприятий, организаций - владельцев животных. Вновь приобретенные собаки и кошки должны быть зарегистрированы в недельный срок.
  • Установлены требования к выгулу, в частности, зафиксировано, что собаки должны находиться на поводке или на поводке и в наморднике. Также закреплена возможность выгула только в отведенных для этого местах.
  • Зафиксированы обязанности владельцев животных, в том числе, обязанность по гуманному обращению, обеспечению водой, пищей и ветеринарной помощью.
  • Обращает на себя особое внимание норма, согласно которой при нежелании владельца продолжать содержание собаки или кошки он может сдать их в организации, занимающиеся отловом бродячих и безнадзорных животных, либо осуществлять их передачу иным лицам.
  • Отдельная статья посвящена контролю за соблюдением Правил. В частности, на предприятия, осуществляющие управление жилищным фондом, возложена обязанность по ведению учета граждан, содержащих животных, проведению с владельцами собак разъяснительной работы по вопросам обеспечения выполнения требований Правил.

Таким образом, необходимо заключить следующее:

Постановление Правительства Белгородской области от 04.04.2016 г. № 88-пп нуждается в доработке и уточнении. В настоящее время данный нормативный правовой акт содержит неточности и лазейки, которые могут позволить недобросовестному подрядчику на практике, в ходе исполнения контрактов на регулирование численности, подменять указанный гуманные вектор на массовую эвтаназию животных.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Белгородской области

    (Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018 год)
    • Содержание Технического Задания и состав услуг в различных закупках значительно отличатся: есть закупки, предусматривающие весь комплекс мероприятий, при этом есть закупки на отлов, эвтаназию и утилизацию.
    • Таким образом, важно подчеркнуть, что в ходе мониторинга выявлены закупки, в ТЗ которых предусмотрен отлов, эвтаназия и утилизация животных. То есть, закупки на массовое умерщвление животных как метод регулирования их численности. Данные закупки содержат признаки нарушения действующего законодательства.
    • В большинстве случаев, ТЗ составлено кратко.
    • Цена невысокая, есть сомнения в том, что она позволяет подрядчику добросовестно выполнить весь комплекс услуг (2500 - 3000 руб.)
    • Обращает на себя внимание то обстоятельство, что на закупки, содержащие признаки нарушений, не подаются жалобы в УФАС.
    • Уровень конкуренции невысокий, чаще всего подается одна заявка от потенциального подрядчика, который и становится победителем.

    На основании вышесказанного, необходимо:

    • Разработка и рекомендация муниципальным заказчикам типового и подробно составленного ТЗ, включающего весь комплекс работ: отлов, транспортировку, осмотр, карантинирование, содержание, вакцинацию, стерилизацию;
    • Проведение разъяснений с муниципальными заказчиками о необходимости исключения закупок на регулирование численности методом утилизации как незаконных, неэффективных и содержащих признаки непрозрачности.

    Дата подготовки Справки - 21.12.2018 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ