В разработке
скоро здесь появится информация
РЕСПУБЛИКА
БАШКОРТОСТАН

Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Республики Башкортостан и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Республике Башкортостан
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Постановление Правительства республики Башкортостан "Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных животных в республике Башкортостан" от 16.05.2016 № 187

2. Закон республики Башкортостан "О домашних животных" от 22.04.1997 № 88-з, в ред. от 02.11.2015
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1.Постановление Правительства республики Башкортостан "Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных животных в республике Башкортостан" от 16.05.2016 № 187

1.
Порядок отлова и содержания безнадзорных животных в Республике Башкортостан имеет общую гуманистическую направленность, вместе с тем необходимо отметить, что ряд норм изложены общо и недостаточно конкретно, что снижает итоговую эффективность применения данного нормативно-правового акта.

Например, установлен запрет на жестокое обращение с животными в ходе отлова, вместе с тем отсутствует запрет на отлов животных исключительно с целью умерщвления, а также запрет на применение миорелаксантов курареподобного действия при отлове.

Еще одним примером является следующий факт: в Порядке указано, что транспортировка отловленных безнадзорных животных должна производиться автомобильным транспортом, специально оборудованным для перевозки животных, исключающим возможность травматизма и гибели животных. Вместе с тем, отсутствует однозначно сформулированное требование о доставке животных в пункт временного содержания живыми и неповрежденными.

Еще одним примером, иллюстрирующим данное замечание, является то, что в ряде пунктов используются понятия «все» или «каждый», что обязывает применить норму ко всем животным, при этом в других пунктах такие понятия отсутствуют, из чего неясно, относится ли требование ко всем животным или же нет.

Вышеизложенное даёт основание предполагать, что на этапе применения закреплённых в Порядке норм, исполнителями (подрядчиками) могут быть допущены их трактовки, что может привести к снижению прозрачности и качества оказываемых услуг, а также допущению злоупотреблений, направленных на минимизацию затрат в ущерб качеству оказываемых услуг.

2. В Порядке зафиксирован перечень мероприятий, производимых на этапе содержания животных. Предусмотрен клинический осмотр, регистрация, карантинирование, вакцинация, кастрация/стерилизация, чипирование.

При этом, не зафиксирована обязанность оперативного проведения ветеринарного освидетельствования раненных и больных животных, поступивших в пункт временного содержания, а также оказания им неотложной помощи.

3. Определен срок карантинирования, вместе с тем, помимо карантина на этапе содержания должен производится целый ряд манипуляций с животным (например, вакцинация, стерилизация), при этом, в Порядке не определена общая длительность содержания животных в пункте временного содержания.

Это создает предпосылки для непрозрачности в ходе реализации муниципальных контрактов и при приемке заказчиком услуг на регулирование численности безнадзорных животных.

4. Установлен ограниченный перечень оснований для проведения процедуры эвтаназии, состоящий из трех пунктов. Вместе с тем, одним из показаний для ее проведения является агрессивность животного. При этом, отсутствует описание порядка диагностики агрессивности, признаков и ее градации, что создает возможность злоупотребления данным решением со стороны недобросовестных подрядчиков с целью для минимизации собственных расходов на содержание животного.

Важно отметить, что неточность формулировок при описании оснований для эвтаназии может привести к трансформации заявленного гуманного метода регулирования численности безнадзорных животных в метод отлова с целью массового умерщвления на практике.

5. Зафиксированные в Порядке мероприятия по регулированию численности животных предусматривают отлов, транспортировку, учет, регистрацию, клинический осмотр, карантинирование, содержание, вакцинацию, стерилизацию, возврат в среду обитания, эвтаназию по заключению специалиста в области ветеринарии, утилизацию трупов.

Таким образом, данные Порядок предусматривает возможность работы с безнадзорными животными по методу «ОСВВ», который является передовым методом регулирования численности, но при этом, данный метод обеспечивает эффективность только при обеспечении массовости стерилизаций, прозрачности функционирования системы работы, наличию точно и полно изложенных норм.

6. Важно отметить, что в Порядке нормативно не зафиксирована необходимость проведения мониторинга и подсчёта численности популяции для объективного определения числа безнадзорных животных на соответствующей территории.

Данное обстоятельство может приводить к тому, что муниципальные заказчики при объявлении закупок на регулирование численности необоснованно определяют объем закупки: либо завышая объем необходимых для реализации услуг, либо занижая его.

В случае завышения заказчиком объема фактически необходимых услуг при объявлении закупки, это может привести к ограничению конкуренции, так как участники рынка могут отказаться от подачи заявки в связи с тем, что могут счесть необходимый к выполнению объем превышающим их актуальные возможности.

В случае занижения заказчиком объема услуг при объявлении закупки, это может привести к значительному снижению эффективности мер по регулированию численности и недостаточности данного регулирования для обеспечения целей закупки.

7. Не менее важно подчеркнуть, что в Порядке не зафиксирована необходимость проведения с разъяснительной работы с населением, направленной на формирование ответственного отношения к животным.


2. Закон республики Башкортостан "О домашних животных" регулирует отношения в области содержания и защиты домашних животных, обеспечения безопасности населения Республики Башкортостан. Закон устанавливает принципы содержания и защиты домашних животных, а также обязанности владельцев домашних животных.

Необходимо отметить, что данный Закон имеет выраженную гуманистическую направленность, содержит точные формулировки, подробно описывает ключевые аспекты взаимодействия человека с его домашним животным.

Данный Закон только частично затрагивает вопросы регулирования численности безнадзорных животных.

Из вышеизложенного однозначно следует:

Действующий Порядок отлова и содержания безнадзорных животных в Республике Башкортостан нуждаются в доработке и уточнении содержащихся в нет норм и требований.

    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в республике Башкортостан

    (Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018 год)
    • Закупочная документация, размещаемая заказчиками, формально предусматривает проведение подрядчиком всего комплекса мероприятий в отношении безнадзорных животных, в частности, отлова, транспортировки, содержания, карантинирования, вакцинации, стерилизации.
    Вместе с тем, к ней возникает целый ряд обоснованных замечаний.

    Значительная часть Технических заданий изложена очень кратко, содержит общие и неконкретные формулировки и не описывает подробно порядка действий с животными на всех этапах. Очевидно, что такое составление закупочной документации не позволяет заказчику полноценно осуществлять контроль работы подрядчика по объему и качеству, следовательно, это может снижать эффективность выполняемых мероприятий.

    Помимо этого, есть закупки, представляющие собой закупки на эвтаназию большей части из отловленных животных. Помимо того, что массовая эвтаназия как метод регулирования численности не предусмотрена ни федеральным, н региональным законодательством, вызывает обоснованный вопрос основание, по которому заказчик на этапе размещения закупки точно указывает число животных, подлежащих эвтаназии, тем самым заранее определяя и подменяя итоги будущего ветеринарного осмотра.

    Важно подчеркнуть, что такого рода закупки являются закупками с высокими коррупционными рисками, так как неясно, каким образом заказчик может проверить качество, объем и полноту оказания услуг.

    Необходимо также подчеркнуть, что ряд требований, изложенных заказчиками в ТЗ не всегда строго соответствуют Порядку.

    В дополнении к вышесказанному необходимо подчеркнуть, что цена за комплекс работ, объявляемая заказчиками, является чрезвычайно низкой, составляя всреднем около 1200 рублей за комплекс работ в отношении одного животного.

    Есть основание предположить, что такая цена препятствует добросовестной конкуренции, а также качественной и полноценной реализации всего спектра мероприятий, зафиксированных в Порядке.

    Есть основания опасаться того, что зафиксированный гуманный подход и метод ОСВВ на практике, при реализации муниципальных контрактов, по причине чрезвычайно низкой цены и на почве наличия лазеек и неточностей в закупочной документации, трансформируется в метод массовых эвтаназий.

    • Также обращает на себя внимание тот факт, что практика обжалования и отмены закупок через УФАС не представлена в данном регионе: даже на содержащие очевидные признаки нарушения законодательства закупки (например, эвтаназии большой части отловленных животных), не подаются соответствующие жалобы.
    • Заказчики указывают цену за комплекс услуг. Вместе с тем, объектом закупки в данном случае является комплекс работ (отлов и содержание).
    По этой причине данные закупки относится к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ. В связи с этим, в соответствии с п. 2 ч.42 ФЗ 44, в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.

    • Описывая рынок данных услуг в республике Башкортостан, необходимо зафиксировать, что уровень конкуренции в сфере оказания услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных низкий: на большинство закупок подается одна заявка, контракт чаще всего заключается по максимальной цене.
    Победителями закупок становятся различные организации (как видно из таблицы, приведенной ниже).

    • Способом определения победителя является электронный аукцион или запрос котировок.

    Является необходимым незамедлительная доработка Порядка отлова и содержания безнадзорных животных в республике Башкортостан, а также подготовка типового подробного Технического задания для муниципальных заказчиков данного субъекта на базе уточненных норм регионального нормативно-правового акта, в сочетании с пересмотром порядка формирования цены, что позволит на практике соблюдать гуманность при регулировании численности, обеспечит реальную конкуренцию, следовательно, повысит качество оказания услуг.



    Дата подготовки Справки - 26.11.2018 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ