В разработке
скоро здесь появится информация
АРХАНГЕЛЬСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Архангельской
области и закупками, объявляемыми
на регулирование численности
животных без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Архангельской области
В данном регионе действуют следующий нормативный правовой акт:

Постановление Правительства Архангельской области от 12.12.2012 г. № 572-пп «Об утверждении Порядка отлова, учета, транспортировки, содержания и использования безнадзорных животных на территории Архангельской области», в ред. от 19.09.2017 г.

Ознакомиться с постановлением
Анализ правовых актов позволяет сделать следующие выводы:

Постановлением Правительства Архангельской области от 12.12.2012 г. № 572-пп
утвержден Порядок отлова, учета, транспортировки, содержания и использования безнадзорных животных на территории Архангельской области.

В перечень услуг, оказываемых государственными бюджетными учреждениями Архангельской области, подведомственными инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области, внесены услуги по отлову, учету, транспортировке, содержанию и использованию безнадзорных животных.

Данные услуги выполняются на основании государственного задания.

Таким образом, в данном регионе мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных осуществляются на основании государственных заданий.

Организация процесса регулирования численности осуществляется инспекцией по ветеринарному надзору Архангельской области.А собственно мероприятия по отлову и содержанию осуществляют государственные учреждения Архангельской области, подведомственные инспекции.

Отлов, транспортировку и содержание безнадзорных животных осуществляют государственные учреждения самостоятельно и (или) с привлечением на договорной основе юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

  • Установлен ряд запретов при отлове, в частности, запрет на жестокое обращение. Также запрещено превышать рекомендуемую инструкцией по применению ветеринарного препарата дозировку специальных средств для временной иммобилизации безнадзорных животных.
  • Граждане и юридические лица, имеющие на праве собственности или ином вещном праве земельный участок, здание, строение, сооружение обязаны контролировать наличие безнадзорных животных на территории данных объектов.
  • Работники организации по отлову безнадзорных животных доставляют отловленных безнадзорных животных в специальное отведенное помещение для содержания безнадзорных животных (пункт временного содержания), где такие животные подлежат клиническому осмотру работником государственной ветеринарной службы Архангельской области в день отлова с целью выявления заразных и иных заболеваний.
  • Работник государственной ветеринарной службы Архангельской области непосредственно после клинического осмотра каждого безнадзорного животного составляет письменное заключение.
  • Отловленные безнадзорные животные подлежат учету в день отлова.
  • Зафиксированы требования к порядку транспортировки и автомобилю для перевозки животных. При погрузке, перевозке и выгрузке безнадзорных животных должны использоваться устройства, предотвращающие травмы, увечья или гибель животных.
  • Отловленные безнадзорные животные содержатся в пункте временного содержания в течение 6 месяцев. В отношении отловленных безнадзорных животных осуществляются лечебно-профилактические мероприятия, в том числе вакцинация против бешенства. Установлены нормативы по площади, которая должна быть отведена для содержания каждого животного.
  • Формами использования безнадзорных животных являются:
  1. возврат безнадзорных животных их владельцам;
  2. уничтожение и утилизация безнадзорных животных;
  3. передача в муниципальную собственность.
  • Информация об отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой.
  • Уничтожению и утилизации подлежат безнадзорные животные в следующих случаях:
  1. наличие признаков особо опасных болезней животных;
  2. наличие реальной угрозы жизни и здоровью человека, в том числе в момент отлова (особо опасные собаки бойцовых, служебных и сторожевых пород и др.);
  3. необходимость прекращения страданий животного при невозможности оказания ему помощи иным способом.

Таким образом, перечень оснований для эвтаназии шире, нежели в ФЗ 498.

Также важно отметить, что формулировки допускают широту их трактовки, что позволяет злоупотреблять ими, признавая всех или большинство животных несущими угрозу.

Рассмотренное Постановление имеет следующие лазейки и упущения:

  • Не зафиксирован сам метод регулирования численности популяции. Массовая стерилизация не закреплена в качестве метода, а также не зафиксирована необходимость ее проведения в отношении отловленных животных. Данное ключевое мероприятие упущено из внимания. Таким образом, отраженный в Постановлении комплекс мероприятий нельзя назвать полным. По сути, вообще неясно, каким методом регулируется численность животных – об этом не сказано.
  • Отсутствует указание на необходимость исключительно гуманного регулирования. Отсутствует запрет на отлов с целью умерщвления. Отсутствует норма об отлове животных живыми и неповрежденными.
  • Перечень мероприятий, необходимый к проведению на этапе содержания, является неполным, регламентированы только некоторые мероприятия.
  • Основания выбытия животных прописаны недостаточно четко. Неясно, каковы должны быть действия с животными, если не наступило ни одно из оснований для выбытия. Такое основание выбытия как возврат вакцинированного стерилизованного и неагрессивного животного в прежнюю среду обитания не указан.
  • Перечень оснований для эвтаназии шире, нежели закреплен федеральным законодательством. Также он включает основания, которые прописаны недостаточно четко, что создает благодатную почву для злоупотреблений.
  • Упущена просветительская и профилактическая работа с населением – о ней также не сказано.
Таким образом, необходимо заключить, что рассмотренный нормативный правовой акт назвать гуманным в полном смысле этого слова не представляется возможным.


Дополнительная информация:


Зоозащитники данного региона пишут о том, что ситуация с регулированием численности носит негуманный характер, такие публикации имеют место за последние несколько лет: волонтеры пишут, что не хватает приютов, что животные умерщвляются, власти не реагируют на обращения активистов по этому вопросу.

Также в СМИ указывается, что Архангельской области ежегодно на отлов и содержание безнадзорных животных выделяется до 20 миллионов рублей из бюджета.

Согласно Постановлению Правительства Архангельской области от 12.12. 2012 года № 572-пп, организация отлова, учета, транспортировки, содержания и использования безнадзорных животных осуществляется Инспекцией по ветеринарному надзору Архангельской области. В ряде публикаций деятельности Инспекции по ветеринарному надзору подвергается критике, состоящей в том, что она не выполняет возложенные полномочия.

Как следует из публикаций, отловы производятся силами станций по борьбе с болезнями животных. СББЖ подведомственны вышеназванной Инспекции.

Ссылки на соответствующие публикации:
https://www.echosevera.ru/news/2013/04/08/6202.html
https://news.rambler.ru/other/41388720-severodvinskie-sobaki-i-koshki-vse-taki-poluchat-status-beznadzornyh-domashnih-zhivotnyh/?updated
https://regnum.ru/news/accidents/1654441.html

Также в СМИ размещена информация о том, что вопрос переизбытка популяции и необходимость ее эффективного регулирования поднимается на заседаниях советов глав муниципальных районов и городских округов.

На данных встречах говорится о необходимости создания эффективной системы, о том, как это важно. Озвучивается, что численность популяции исчисляется тысячами особей (в частности, звучит цифра: 5-7 тысяч в столице Приморья). При этом, о массовых стерилизациях как методе решения проблеме не говорится.

Также на данных встречах говорится о том, что у областной инспекции по ветеринарному надзору нет возможности в полной мере осуществлять эти полномочия. Ведомство не имеет штата обученных сотрудников, помещений для содержания безнадзорных животных, не обладает информацией о количестве бродячих собак на территории того или иного муниципального образования.

Также на данных мероприятиях озвучивается, что проблему усугубляют нерадивые хозяева домашних животных. При этом, опять же, никаких конкретных действий (например, комплекса разъяснительных мер) за такими заявлениями не следует.
http://ustkray.ru/governor/517/



Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Архангельской области

(Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018 год)
В Архангельской области за текущий 2019 год в ЕИС размещено чрезвычайно малое число закупок – одна закупка на содержание. Закупок на отлов нет.

Данное обстоятельство связано с тем, что в данном регионе мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных осуществляются станциями СББЖ на основании государственных заданий.


Дата подготовки Справки - 08.05.2019 г.

Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
Ваш вопрос
Укажите электронную почту, куда отправить ответ