В разработке
скоро здесь появится информация
АМУРСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными правовыми актами
Амурской области и закупками,
объявляемыми на регулирование численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Амурской области
В Амурской области порядок регулирования численности безнадзорных животных регламентируется следующими правовыми актами:

1.Законом Амурской области от 11.10.2013 № 254-ОЗ «О регулировании численности безнадзорных животных на территории области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Амурской области по организации проведения мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных»
Ознакомиться с законом


2.Постановлением Правительства Амурской области от 30.12.2013 № 712 «Об утверждении Порядка расходования субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам на осуществление государственных полномочий по организации проведения мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных»
Ознакомиться с постановлением


3.Приказом Управления Ветеринарии Амурской области от 31.12.2013 № 404-од «Об утверждении порядка учета безнадзорных животных в приютах Амурской области»
Ознакомиться с приказом


4.Приказом Управления Ветеринарии и племенного животноводства Амурской области от 13.06.2018 № 147-од «О утверждении методических рекомендаций по реализации органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Амурской области государственных полномочий по организации проведения мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных.
Ознакомиться с приказом
Анализ правовых актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Амурской области от 11.10.2013 № 254-ОЗ является основным нормативным правовым актом данного региона, в котором зафиксирован порядок регулирования численности безнадзорных животных.

  • Закон является подробно изложенным, в нем содержится перечень основных понятий, которым даны определения.
  • Зафиксированные в Законе мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных включают в себя: отлов и транспортировку, содержание и учет, стерилизацию (кастрацию), умерщвление, утилизацию трупов.
  • Зафиксирована норма о том, что отлов и транспортировка животных осуществляются гуманными способами, исключающими увечья, травмы или гибель безнадзорных животных.
  • Законом установлено, что отловленные безнадзорные животные должны быть помещены в приют для учета, вакцинации, стерилизации (кастрации), изоляции заболевших животных, последующего возврата владельцам.
  • Также зафиксировано, что юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие отлов безнадзорных животных, обязаны передавать их в приюты в течение суток с момента их отлова.
  • Закреплена обязанность владельца приюта не позднее трех календарных дней со дня отлова безнадзорных животных заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления для принятия мер к розыску владельца животного.
  • Законом установлено, что отловленные безнадзорные животные содержатся в приюте в течение шести месяцев.
  • Также закреплен ряд обязанностей владельцев приютов, а именно: обеспечить надлежащие условия содержания животных, обеспечить оказание своевременной квалифицированной ветеринарной помощи, произвести вакцинацию, принимать меры по предупреждению размножения животных в приюте, вести учет поступивших животных, а также обеспечить владельцам животных и лицам, изъявившим желание принять безнадзорное животное на содержание, доступ в зону здоровых животных приюта.
  • Отдельным пунктом Закона установлены требования к порядку осуществления учета животных. В частности, требование о приложении заключения специалиста в сфере ветеринарии о состоянии здоровья животного.
  • Зафиксировано, что информация об отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой.
  • Установлена норма о том, что безнадзорное животное возвращается владельцу животного только после учета и карантинирования животного не менее 10 календарных дней.
  • Отдельная статья Закона посвящена основаниям для умерщвления животного. В ней указано, что умерщвление допускается при обороне от нападающего безнадзорного животного, если жизнь и (или) здоровье человека (людей) находятся в опасности. Важно отметить, что данное основание на практике может трактоваться очень широко, что может привести к фактам злоупотребления. Неясно, кем и каким образом может определяться факт наличия указанной угрозы и как провести ее диагностику на предмет объективности. Помимо этого, эвтаназия животных, содержащихся в приюте, допускается на основании заключения специалиста в сфере ветеринарии в следующих случаях:
  1. для прекращения страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом, в том числе при наличии у животного неизлечимого заболевания или несовместимой с жизнью травмы;
  2. в случае наличия у животного неизлечимых заразных болезней, в том числе общих для человека и животных;
  3. в целях предотвращения распространения карантинных и особо опасных болезней животных и ликвидации последствий этих болезней.
Важно отметить, что не зафиксирован порядок документальной фиксации принятого решения и не установлены методы определения описанных выше состояний, что, опять же, дает возможности для злоупотребления данным решением в ходе реализации подрядчиками контрактов на регулирования численности безнадзорных животных.

  • Отдельной статье Закона установлены основания для выбытия животных из приюта, таковыми являются:
  1. возврат безнадзорных животных их владельцам;
  2. передача безнадзорных животных лицам, изъявившим желание принять их на содержание;
  3. передача безнадзорных животных в муниципальную собственность.
Возврат в среду обитания не предусмотрен.
Также установлено, что безнадзорные животные, не возвращенные их владельцам, подлежат стерилизации (кастрации), за исключением безнадзорных животных, имеющих регистрационные
знаки (в том числе электронный микрочип), а также безнадзорных служебных, охотничьих собак и других породистых безнадзорных животных.

Важно отметить, что в Законе отсутствуют нормы, касающиеся порядка проведения ряда мероприятий, в частности, не определен порядок осуществления транспортировки отловленных животных, не зафиксированы мероприятия, необходимые к проведению на этапе содержания.
Таким образом, зафиксированные в Законе нормы касаются только части из комплекса мероприятий в отношении безнадзорных животных и не являются исчерпывающими.


2. Постановление Правительства Амурской области от 30.12.2013 № 712 определяет порядок расходования субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам на осуществление государственных полномочий по организации проведения мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных.
  • Данный документ закрепляет порядок, сроки и формы отчетности органов местного самоуправления за бюджетные средства.
  • В Постановлении содержится форма отчета за субвенции, который сдается по итогам отчетного периода, а также ряд форм отчетов за осуществленные мероприятия по отлову и содержанию животных, а также их учету, стерилизации и умерщвлению.
  • Данный нормативный правовой акт не содержит норм, касающихся собственно регулирования численности.


3. Приказ Управления Ветеринарии Амурской области от 31.12.2013 № 404-од
утверждает Порядок учета безнадзорных животных в приютах Амурской области.

  • Порядок устанавливает требование о том, что отловленные животные должны быть переданы в приют по акту приема-передачи.
  • Закреплена обязанность владельцев приютов по осуществлению учета поступивших и находящихся на содержании животных в соответствующем учетном журнале.
  • В Порядке зафиксировано, что владельцы приютов обязаны в течение суток подать заявление в ветеринарное учреждение для клинического осмотра и получения заключения о состоянии здоровья животного. Специалист ветеринарного учреждения обязан выехать в приют в течение двух рабочих дней.
  • Зафиксировано, что после проведения осмотра животное должно быть помещено на десятидневный карантин.
  • Порядком установлено, что через десять дней производится присвоение идентификационного номера методом вживления микрочипа.
  • Также зафиксировано, что в этот же срок производится вакцинация.
  • Приложениями к Порядку являются ряд бланков (типовых форм) учетной документации: Акт приема-передачи безнадзорного животного, Журнал учета безнадзорных животных, Заключение о клиническом состоянии безнадзорного животного.
  • Приказом Управления Ветеринарии Амурской области от 17.03.2014 № 146-од внесены дополнения в Приказ Управления Ветеринарии Амурской области от 31.12.2013 № 404-од.
В частности, дополнено требование о размещении информации и фотографии животного владельцем приюта на сайте приюта, в срок не позднее 7 дней с даты поступления животного.

Помимо этого введена норма, обязывающая владельца приюта иметь сканирующее устройство, позволяющее считать информацию с микрочипа при поступлении животного в приют.


4. Приказ Управления Ветеринарии и племенного животноводства Амурской области от 13.06.2018 № 147-од утверждает методические рекомендации по реализации органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Амурской области государственных полномочий по организации проведения мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных.

  • Приказ подчеркивает обязанность муниципальных заказчиков осуществлять контроль за исполнением подрядчиками условий контрактов на регулирование численности безнадзорных животных (по сути, дублируется норма ФЗ 44).
  • Также Приказ дублирует норму Постановления Правительства Амурской области от 30.12.2013 № 712 о предоставлении отчетности о расходовании субвенций и об организованных мероприятиях по регулированию численности 1 раз в квартал.
  • Также в Приказе содержится информация об итогах контрольных мероприятий на предмет соблюдения Закона Амурской области от 11.10.2013 № 254-ОЗ и повторно дублируются его нормы.
  • Важным является то, что в Приказе зафиксирована невозможность оплаты услуги эвтаназии, осуществляемой без наличия на это ветеринарного основания, а проводимой только по причине истечения шестимесячного срока содержания животного.
  • Не менее важным является то, что в Приказе зафиксирована необходимость отражения в муниципальных контрактах стоимости каждой услуги в отношении животных отдельно (а не единой цены за комплекс), что верно и согласуется с нормами ФЗ 44.
В целом, данный Приказ справедливо назвать прогрессивным, указывающим муниципальным заказчикам на допускаемые ими нарушения и повторно разъясняющим основные нормы для их предупреждения в будущем.

Таким образом, необходимо заключить следующее:
  • Указанные выше нормативные правовые акты не противоречат друг другу.
  • В целом, нормативно зафиксированный подход к регулированию численности в Амурской области, можно назвать гуманным.
  • Вместе с тем, в приведенных выше документах содержится ряд упущений, которые могут стать лазейками для недобросовестных подрядчиков.
  • В частности, отсутствуют нормы к порядку проведения такого важного этапа как транспортировка животных с места отлова в приют. Отсутствуют требования к автомобилю и его оснащению.
  • Недостаточно полно описаны мероприятия, проводимые на этапе содержания. Они только перечислены, но не раскрыты, не определены требования к качеству их осуществления. Это обстоятельство может снизить возможности контроля за содержанием животных подрядчиком со стороны заказчика.
  • Не зафиксирована обязанность проведения мониторинга и подсчета численности популяции для объективного определения числа безнадзорных животных на соответствующей территории, что может привести к необъективному определению объема закупаемых услуг.
  • Не менее важно отсутствие нормы об обязательном проведении разъяснительной работы с населением, направленной на формирование ответственного отношения к животным, то есть, предупреждения появления проблемы безнадзорности.
Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Амурской области

(Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018 год)
К закупочной документации, размещаемой заказчиками, возникает целый ряд обоснованных замечаний:

  • Характерной чертой, прежде всего обращающей на себя внимание, является то, что в данном субъекте имеется большое число закупок, на которые не подано ни одной заявки. Число таких закупок составляет порядка половины.
Из этого обстоятельства может быть сделан ряд выводов, в частности, вывод о дефиците подрядчиков, способных качественно оказать данный вид услуг.

Аналогичный вывод можно сделать на основании анализа заключенных контрактов - в большинстве случаев победителем становится один и тот же подрядчик.

Соответственно, уровень конкуренции на данном рынке невысокий.

  • Для полноты картины крайне важно отметить, что размещаемая заказчиками закупочная документация отличается своей подробностью, качеством подготовки и соблюдением законодательно закрепленного принципа гуманности регулирования.
  • Закупки на отлов вникуда или отлов с целью умерщвления не выявлены.
  • Технические задания предполагают отлов с целью транспортировки в пункт временного содержания для дальнейшего осуществления комплекса мероприятий, предусмотрен контроль и отчетность подрядчика перед заказчиком.
  • Для расчета НМЦК заказчиками применяется метод расчета на основании Приказа Управления Ветеринарии по Амурской области от 09.01.2018 № 02-од «Об утверждении средней стоимости по отлову, транспортировке, содержанию, кастрации (стерилизации), умерщвлению, утилизации, содержанию приюта в 2018 году». Согласно данному Приказу устанавливается следующая средняя стоимость услуг:
- Отлов - 1043,12 руб.
- Транспортировка - 299,84 руб.
- Временное содержание - 37,5 руб.*182,5 сут.= 6843,75 руб.
- Чипирование - 300 руб.
- Вет.осмотр - 150 руб.
- Эвтаназия - 800 руб.
- Стерилизация - 3000 руб.
- Кастрация - 1750 руб.
- Утилизация трупа - 780 руб.
- Стоимость организации приюта (6 мес.) из расчета одной особи - 10057,33 руб.

  • Еще одной характерной чертой является то, что заказчики данного субъекта в ряде случаев объявляют закупки на весь комплекс услуг, а в ряде случаев дробят этот комплекс, размещая отдельно закупку на отлов и транспортировку и отдельно - закупку на содержание. Оба варианта размещения имеют право на существование и не являются нарушениями ФЗ 44.
  • В большинстве случаев в качестве способа определения поставщика заказчики используют электронный аукцион, значительно реже - запрос котировок. Причем, электронный аукцион избирается заказчиками даже при небольших суммах НМЦК.
  • Важно также отметить, что характерной чертой закупочной ситуации в данном субъекте является сравнительное малое число особей (собак), в отношении которых заказчиками запланировано регулирование численности (это видно из таблицы ниже, в которой отмечен, в том числе, объем закупки).

Несовсем ясно, чем вызваны именно такие - невысокие - объемы: то ли недостаточностью средств для финансирования всего комплекса мероприятий, включая длительное содержание, то ли отсутствием большого числа безнадзорных животных.

  • Еще одним важным обстоятельством, как уже было отмечено выше, является достаточно продолжительный срок содержания животных в пунктах временного содержания, что также является положительным показателем.

Подводя итог, необходимо отметить, что ситуацию с закупками на регулирование численности безнадзорных животных в данном субъекте можно назвать положительной, прежде всего, по причине отсутствия закупок на массовую эвтаназию, а также по причине указания в закупочной документации всего комплекса работ, включая содержание и стерилизацию.

Дата подготовки Справки - 06.01.2019 г.

Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
Ваш вопрос
Укажите электронную почту, куда отправить ответ