В разработке
скоро здесь появится информация
АЛТАЙСКИЙ
КРАЙ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Алтайского края и закупками, объявляемыми
на регулирование численности
животных без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Алтайском крае
В Алтайском крае порядок регулирования численности безнадзорных животных регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

1. Постановление Администрации Алтайского края «Об утверждении порядка отлова и содержания на территории Алтайского края безнадзорных животных» №10 от 19.01.2016г.
http://docs.cntd.ru/document/432844290

2. Закон Алтайского края "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по отлову и содержанию безнадзорных животных" № 107-ЗС от 09.11.2015г.
http://docs.cntd.ru/document/430598182

А также:

3. Закон Алтайского края "О содержании и защите домашних животных на территории Алтайского края" от 06.12.2017 № 96-ЗС
http://docs.cntd.ru/document/450377806

4. Постановление Правительства Алтайского края от 29.06.2018 № 244 "Об утверждении Порядка проведения на территории Алтайского края добровольной регистрации домашних животных"
https://altvet.org/?id_razd=446#790

5. Рекомендации управления ветеринарии Алтайского края по отлову, транспортировке, содержанию, эвтаназии (умерщвлению) безнадзорных животных и уничтожению их трупов» от 25.01.2016 № 42/П/200 (отсутствуют на сайте Управления ветеринарии Алтайского края)


Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1.Нормативным документом, определяющим порядок регулирования численности безнадзорных животных в Алтайском крае, является Постановление Администрации Алтайского края «Об утверждении порядка отлова и содержания на территории Алтайского края безнадзорных животных» №10 от 19.01.2016 г.

  • В Порядке установлен запрет на жестокое обращение с безнадзорными животными при их отлове, транспортировке и содержании.
Вместе с тем, содержание этого запрета не раскрыто и может допускать широту трактовки на практике.

  • В Порядке зафиксировано требование о доставке отловленных безнадзорных животных в день отлова в пункты передержки.
Вместе с тем, отсутствует требование об обязательном проведении осмотра всех поступивших животных специалистом в области ветеринарии в день отлова.

  • Порядком предусмотрен следующий перечень мероприятий в отношении безнадзорных животных: отлов, транспортировка, содержание, эвтаназия, уничтожение трупов.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что мероприятия по регулированию численности животных не предусматривают ключевых и обязательных мероприятий, а именно: клинического осмотра животных, карантинирования, вакцинации, стерилизации.

Помимо этого, в Порядке упомянуто содержание как этап работы, вместе с тем не расписан перечень мероприятий, необходимых к проведению на данном этапе, в частности, санитарное мытье, дегельминтизация, оказание первой ветеринарной помощи, послеоперационная реабилитация, маркировка, кормление, выгул.

  • В Порядке нормативно не закреплен исключительно гуманный подход к регулированию численности безнадзорных животных.
  • Отсутствует запрет на отлов исключительно с целью умерщвления.
  • Отсутствует запрет на применение в ходе отлова миорелаксантов курареподобного действия.
  • Отсутствует четкое требования об отлове животных живыми и неповрежденными.
  • Не определены требования к автомобилю для транспортировки животных и его оснащению, а также к самой транспортировке как этапу работы. Не определен срок, не позднее которого животные должны быть доставлены в пункт временного содержания.
  • Не зафиксирована обязанность оказания неотложной помощи раненным или больным животным, при поступлении их в пункт временного содержания.
  • Не зафиксирована необходимость подготовки ветеринарного заключения по результатам осмотра каждого безнадзорного животного.
  • Не зафиксирован перечень оснований для выбытия животного из пункта временного содержания. В том числе, не предусмотрен возврат в среду обитания.
  • Не определена требуемая длительность содержания животных в пункте временного содержания.
  • Не определен порядок действий в отношении животных в случаях, если они не востребованы собственниками и не переданы новым владельцам.
  • Не зафиксирован ограниченный перечень ветеринарных оснований для проведения эвтаназии. Отсутствует описание порядка диагностики агрессивности.

Важно отметить, что отсутствие четко описанных ветеринарных оснований для эвтаназии может привести к ситуации, когда фактическим методом регулирования численности безнадзорных животных является метод отлова с целью массового умерщвления всех отловленных животных.

Вместе с тем, массовая эвтаназия как метод регулирования численности не предусмотрена действующим федеральным законодательством. А такой способ регулирования может рассматриваться как выход субъекта за пределы переданных ему полномочий.

  • Законом № 107-ЗС установлена обязанность Органов местного самоуправления осуществлять мониторинг количества отловленных безнадзорных животных на территории муниципального образования.

Вместе с тем, нужно подчеркнуть, что не зафиксирована обязанность проведения мониторинга и подсчёта численности популяции для объективного определения числа безнадзорных животных, подлежащих отлову.

Таким образом, установлена обязанность мониторинга фактически отловленных животных (констатация факта), а не анализа и прогноза потребности в таком регулировании.

Данное обстоятельство может приводить к тому, что муниципальные заказчики при объявлении закупок на регулирование численности необоснованно определяют объем закупки: либо завышая объем необходимых для реализации услуг, либо занижая его.

В случае завышения заказчиком объема фактически необходимых услуг при объявлении закупки, это может привести к ограничению конкуренции, так как участники рынка могут отказаться от подачи заявки в связи с тем, что могут счесть необходимый к выполнению объем превышающим их актуальные возможности.

В случае занижения заказчиком объема услуг при объявлении закупки, это может привести к значительному снижению эффективности мер по регулированию численности и недостаточности данного регулирования для обеспечения целей закупки.

  • Не зафиксирована необходимость проведения с разъяснительной работы с населением, направленной на формирование ответственного отношения к животным и, по сути, предупреждения проблемы безнадзорности животных.
Необходимо подчеркнуть, что Порядок является чрезвычайно кратким. Формулировки являются общими, недостаточно четкими, носят фрагментарный характер.

По сути, изложенные нормы касаются только этапа отлова.

Информация о порядке проведения ряда ключевых мероприятий (указаны выше) полностью отсутствует.

Вышеизложенная ситуация с «качеством» нормативно-правового акта ведет к тому, что на этапе применения закреплённых норм, в ходе исполнения муниципальных контрактов, подрядчики могут допускать трактовки норм, а также завышение выполненных объемов и приписки, а также злоупотребления, направленные на минимизацию затрат в ущерб качеству (например, признание всех животных заведомо больными и подлежащими эвтаназии с целью экономии на этапе содержания, или же завышение объемов фактически отловленных животных, что является возможным за счет 100% эвтаназии и дальнейшей утилизации трупов).

Очевидно, что отсутствие в нормативно-правовм акте полно и четко изложенных норм ведет к снижению прозрачности оказываемых услуг.

2. Закон Алтайского края "О содержании и защите домашних животных на территории Алтайского края" от 06.12.2017 № 96-ЗС регулирует отношения в сфере содержания и защиты домашних животных на территории Алтайского края.

3. Постановление Правительства Алтайского края от 29.06.2018 № 244 "Об утверждении Порядка проведения на территории Алтайского края добровольной регистрации домашних животных" устанавливает порядок проведения добровольной регистрации домашних животных. Постановление закрепляет порядок проведения регистрации, которая осуществляется в учреждениях Государственной ветеринарной службы, проводится по инициативе собственников животных, по их заявлению.

Из вышеизложенного однозначно следует:
  • Действующий Порядок отлова и содержания безнадзорных животных, по сути, не определяет все необходимые этапы работы с животными, носит фрагментарный характер.
  • Действующий Порядок отлова и содержания безнадзорных животных нуждается в незамедлительной доработке и уточнении содержащихся в нет норм и требований.
Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Алтайском крае

(Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018 год)
К закупочной документации, размещаемой заказчиками, возникает целый ряд обоснованных замечаний:

  • Значительная часть закупок представляет собой закупки на отлов вникуда или же отлов, содержание и дальнейшую эвтаназию животных.

Важно еще раз отметить, что массовая эвтаназия как метод регулирования численности не предусмотрена ни федеральным, ни региональным законодательством.

Помимо этого, такого рода закупки являются закупками с высокими коррупционными рисками, так как неясно, каким образом заказчик может достоверно проверить объем услуг.

  • Значительная часть Технических заданий изложена очень кратко, содержит общие и неконкретные формулировки и не описывает подробно порядка действий с животными на всех этапах. Очевидно, что такое составление закупочной документации не позволяет заказчику полноценно осуществлять контроль работы подрядчика по объему и качеству, следовательно, это может снижать эффективность выполняемых мероприятий.
  • Требования, изложенные заказчиками в ТЗ, не всегда соответствуют Порядку.

То есть, в ТЗ указаны требования, отсутствующие в региональном нормативном акте.

  • В целом, необходимо отметить, что Технические задания, размещаемые разными заказчиками, значительно разнятся между собой. Как уже было отмечено выше, значительная часть ТЗ предусматривает отлов вникуда или отлов с последующей эвтаназией, вместе с тем, есть ТЗ, предусматривающие возврат вакцинированных и стерилизованных неагрессивных животных в прежнюю среду обитания. При этом, в таких закупках не предусмотрена оплата услуги стерилизации как отдельной, что также вызывает вопрос, с учетом того, что во-первых, стерилизация является затратной процедурой, во-вторых, с учетом того, что возврат возможен только при условии осуществления стерилизации.
  • Цена за комплекс работ, объявляемая заказчиками, является чрезвычайно низкой: имеют место цены даже в 750 - 850 рублей за комплекс работ в отношении одного животного (детализация указана в таблице ниже).

Есть основание предположить, что такая цена препятствует добросовестной конкуренции, а также гуманному и эффективному регулированию, так как она не позволяет качественно провести все мероприятия в отношении животного.

По сути, такая цена может толкать подрядчиков на осуществление отлова с «убоем» на месте, чему способствуют и формулировки ряда ТЗ, в которых сказано, что умерщвление на месте допускается в ряде случаев.

  • Обращает на себя внимание тот факт, что на большую часть размещенных закупок не подается ни одной заявки от потенциальных участников. Реже подается одна заявка.

Две и более заявки не подаются.

Возможно, именно фактор низкой цены является причиной данной ситуации.

Низкая цена, в сочетании с наличием неточностей и краткости закупочной документации, приводит к тому, что на практике регулирование может осуществляться методом отлова именно с целью массовых эвтаназий.

  • Для полноты картины необходимо отметить еще одну характерную особенность: в Алтайском крае достаточно часто закупки на регулирование численности отменяются самим заказчиком (что в других регионах наблюдается гораздо реже, в единичных случаях, а здесь имеет системный характер). Также нужно отметить, что общий объем закупок на регулирование численности в данном регионе значительно ниже, чем в аналогичных.
  • Также обращает на себя внимание тот факт, что практика обжалования и отмены закупок через УФАС не представлена в данном регионе: даже на содержащие очевидные признаки нарушения законодательства закупки, не подаются соответствующие жалобы.
  • Чрезвычайно любопытным является тот факт, что большинство заказчиков в составе размещаемой закупочной документации ссылаются на некие Рекомендации управления ветеринарии Алтайского края по отлову, транспортировке, содержанию, эвтаназии (умерщвлению) безнадзорных животных и уничтожению их трупов» от 25.01.2016 № 42/П/200.

Таким образом, потенциальный подрядчик, перед подачей заявки на участие в закупочной процедуре, может счесть нужным ознакомиться с данным документом, так как оказываемые им услуги по отлову и содержанию животных должны будут соответствовать изложенным в нем требованиям.

Но ознакомиться с данным документом вряд ли удастся, так как он не размещен на официальных сайтах, в том числе, отсутствует на сайте Управления ветеринарии Алтайского края.

Остается неясным, каким образом подрядчик должен соблюдать требования документа, который не опубликован в открытом доступе, при этом, на нормы которого ссылаются заказчики. Еще большим вопросом является то, насколько полно, объективно и качественно заказчики принимают оказанные подрядчиками услуги, с учетом того, что последние не ознакомились с документом, который должны учитывать в ходе работы.

Ситуацию с законностью и прозрачностью государственных и муниципальных закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Алтайском крае справедливо назвать критической и требующей коренного перелома и внимания представителей власти края.

Является необходимым незамедлительная доработка Порядка отлова и содержания безнадзорных животных, подготовка типового подробного Технического задания для муниципальных заказчиков данного субъекта на базе уточненных норм регионального нормативно-правового акта, в сочетании с пересмотром порядка формирования цены, что позволит на практике соблюдать гуманность при регулировании численности, отказаться от практики отловов с целью умерщвления, а также обеспечить реальную конкуренцию, следовательно, повысить качество оказания услуг.

Дата подготовки Справки - 29.11.2018 г.

Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
Ваш вопрос
Укажите электронную почту, куда отправить ответ