В разработке
скоро здесь появится информация
РЕСПУБЛИКА
АЛТАЙ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Республики Алтай и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Республике Алтай
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Республики Алтай от 19.12.2014 г. N 91-РЗ (ред. от 06.07.2017 г.) «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по обращению с безнадзорными животными на территории Республики Алтай»
Ознакомиться с Законом


2. Постановление Правительства Республики Алтай от 06.02.2015 г. № 36 (в ред. от 07.07.2016) «Об утверждении порядка предоставления и расходования органами местного самоуправления в Республике Алтай субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай на осуществление отдельных государственных полномочий Республики Алтай по обращению с безнадзорными животными на территории Республики Алтай»
Ознакомиться с Постановлением


3. Приказ Главного государственного ветеринарного инспектора Республики Алтай от 22.05.2017 № 34-Г «Об утверждении Инструкции по обращению с безнадзорными животными на территории Республики Алтай и признании утратившим силу приказа Главного государственного ветеринарного инспектора Республики Алтай от 25.04.2016 N 06-Г "Об утверждении Инструкции по обращению с безнадзорными животными на территории Республики Алтай" (с изменениями на 4 июля 2018 года)
Ознакомиться с Приказом


4. Приказ Главного государственного ветеринарного инспектора Республики Алтай от 01.06.2018 года № 20-Г «О внесении изменений в Инструкцию по обращению с безнадзорными животными на территории Республики Алтай, утвержденной приказом Главного государственного ветеринарного инспектора Республики Алтай от 22.05.2017 N 34-Г "Об утверждении Инструкции по обращению с безнадзорными животными на территории Республики Алтай и признании утратившим силу приказа Главного ветеринарного инспектора Республики Алтай от 25.04.2016 N 06-Г "Об утверждении Инструкции по обращению с безнадзорными животными на территории Республики Алтай"
Ознакомиться с Приказом


5. Приказ Комитета ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай от 14.01.2019 N 39-П "Об утверждении нормативов средней стоимости единицы услуг по осуществлению государственных полномочий Республики Алтай по обращению с безнадзорными животными на территории Республики Алтай"
Ознакомиться с Приказом
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Республики Алтай от 19.12.2014 г. N 91-РЗ (ред. от 06.07.2017 г.) регулирует вопросы наделения органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай в области организации проведения на территории Республики Алтай мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

  • Законом зафиксированы Права и обязанности органов местного самоуправления и органов государственной власти Республики Алтай при осуществлении государственных полномочий, установлен порядок Финансового обеспечения государственных полномочий и отчетности.


2. Постановлением Правительства Республики Алтай от 06.02.2015 г. № 36, в ред.от 07.07.2016, утвержден порядок предоставления и расходования органами местного самоуправления в Республике Алтай субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай на осуществление отдельных государственных полномочий Республики Алтай по обращению с безнадзорными животными на территории Республики Алтай.

  • Главным распорядителем средств бюджета является Комитет ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай.
  • Субвенции предусмотрены на проведение следующих мероприятий: отлов, транспортировка, учет, содержание, стерилизация, умерщвление, утилизация, а также администрирование переданных полномочий.


3. В Республике Алтай действует Инструкция по обращению с безнадзорными животными.

По сути, это ключевой документ по рассматриваемому вопросу.

  • Инструкция по обращению с безнадзорными животными (собаками и кошками) на территории Республики Алтай определяет обращение как комплекс мер, включающий в себя отлов, транспортировку к ветеринарному специалисту учреждения ветеринарии, либо специалисту в области ветеринарии, занимающемуся предпринимательской деятельностью, учет, стерилизацию, умерщвление нежизнеспособных животных и утилизацию их трупов.
  • Основным принципом обращения с безнадзорными животными является отношение к ним как к чувствующим существам, способным испытывать страх и боль.
  • Регулирование численности безнадзорных животных должно учитывать биологические закономерности и социально-нравственные аспекты и отвечать требованиям гуманности и современным технологиям, исключающим убийство животных и жестокое обращение с ними.
  • Основным методом регулирования численности безнадзорных животных признается их стерилизация.
  • Отлов безнадзорных животных проводится с целью уменьшения их численности путем стерилизации.
  • Ловцы обязаны соблюдать нормы гуманного обращения с безнадзорными животными при их отлове и транспортировке.
  • При погрузке, транспортировке и выгрузке безнадзорных животных должны использоваться устройства и приемы, предотвращающие нанесение им травм, увечья или гибели.
  • Организации любой формы собственности не имеют права самостоятельно регулировать численность безнадзорных животных, обитающих на своей территории или рядом с ней.
  • Безнадзорные животные должны отлавливаться с минимальными повреждениями.
  • Запрещено применение дитилина и других миорелаксантов при отлове безнадзорных животных.
  • После отлова безнадзорных животных и доставки их к специалисту в области ветеринарии на этих животных, Исполнителем, составляется акт отлова безнадзорного животного, на каждое животное.
  • Не допускается умерщвление безнадзорных животных в специализированном транспортном средстве. Умерщвление производится специалистом в области ветеринарии.

Состав работ по безнадзорному животному при доставлении его к специалисту в области ветеринарии:

  1. прием животного;
  2. оформление документации;
  3. клинический осмотр;
  4. стерилизация животного;
  5. вакцинация против бешенства (проводят специалисты учреждений ветеринарии);
  6. мечение животного;
  7. направление на утилизацию трупов животных (проводят специалисты учреждений ветеринарии).

  • Все безнадзорные животные, прошедшие через отлов, вне зависимости от пола и возраста подлежат учету.
  • После доставления отловленных безнадзорных животных специалисту в области ветеринарии они должны быть осмотрены им в течение 2 часов с момента их поступления, или ранее при подозрении на заболевание, а также в случае ранения. Нежизнеспособные животные подвергаются умерщвлению и направляются на утилизацию. Жизнеспособным животным в течение часа проводится стерилизация. В период нахождения у специалиста в области ветеринарии безнадзорные животные должны быть вакцинированы против бешенства, подвергнуты мечению.
  • Возврат безнадзорных животных, прошедших через отлов, в прежнюю среду обитания не допускается (Приказ Главного государственного ветеринарного инспектора Республики Алтай от 01.06.2018 года № 20-Г )
  • Целью стерилизации является ограничение роста численности безнадзорных животных, а также улучшение эпизоотической и эпидемической обстановки в Республике Алтай вследствие проведения вакцинации животных против бешенства.
  • Стерилизация является наиболее гуманным и эффективным способом снижения численности безнадзорных животных.
  • Эвтаназия (далее - умерщвление) животных допускается:- для прекращения страданий животного;- в случае наличия у животного неизлечимого заразного заболевания, либо если животное является переносчиком этого заболевания;- по просьбе установленного владельца животного;- в состоянии необходимой обороны, либо в состоянии крайней необходимости при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества и государства.

Таким образом, рассмотренный нормативный правовой акт имеет общий гуманный вектор, предусматривает проведение в отношении животных всего комплекса мероприятий за исключение возврата в среду обитания и закрепляет метод массовых стерилизаций как метод регулирования численности популяции.

Вместе с тем, необходимо отметить следующее:
  • В нем содержится запрет на возврат животных в среду и прежнего обитания,
  • В нем предусмотрен достаточно широкий перечень оснований для эвтаназии,
  • Неясно, что делать с животными, находящимися в пункте временного содержания (приюте), если возврат в среду запрещен, основания для эвтаназии отсутствуют, а прежний или новый собственник не найден. Не прописаны четко основания для выбытия.

5. Приказом Комитета ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай от 14.01.2019 N 39-П утверждены нормативы средней стоимости единицы услуг по осуществлению государственных полномочий Республики Алтай по обращению с безнадзорными животными на территории Республики Алтай.

  • Отлов - 665 руб. За одно животное,
  • Транспортировка - 341 руб.
  • Осмотр - 97 руб.
  • Вакцинация (без стоимости вакцины) - 39 руб.
  • Кастрация, стерилизация - 809 руб.
  • Умерщвление - 388 руб.
  • Утилизация - 334 руб.
  • Мечение - 30 руб.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Республике Алтай

    (Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018 год)
    Ситуация с закупками на регулирование численности безнадзорных животных в данном регионе носит негативный характер.

    • Закупочная документация, размещаемая заказчиками Республики Алтай на регулирование численности безнадзорных животных, является разнородной и значительно отличается между собой (что не является нарушение, указывается для информации).

    При этом, к закупочной документации ряда закупок имеются значительные и обоснованные замечания.

    • В Республике Алтай выявлены закупки, предусматривающие только услуги отлова, транспортировки, умерщвления и утилизации. То есть, закупки, напрямую указывающие на умерщвление всех отловленных животных.

    Необходимо подчеркнуть, что умерщвление животных для регулирования численности популяции не предусмотрено действующим федеральным законодательством и в корне противоречит вектору гуманизации сферы «человек-животное».

    • Также объявляются закупки (их большинство), в которых предусмотрен полный комплекс услуг, включая, отлов, транспортировку, осмотр, вакцинацию, стерилизацию, мечение, эвтаназию и утилизацию. Формально, Технические задания таких закупок выстроены с учетом гуманного вектора. Более того, в них многократно подчеркивается необходимость гуманного подхода. При этом, в ТЗ таких закупок предусмотрен широкий перечень оснований для умерщвления, и эти основания допускают широту трактовки, давая возможности злоупотреблений ими.
    В частности, в данных закупках эвтаназия животных допускается:
    1. для прекращения страданий животного;
    2. в случае наличия у животного неизлечимого заразного заболевания, либо если животное является переносчиком этого заболевания;
    3. по просьбе установленного владельца животного;
    4. в состоянии необходимой обороны, либо в состоянии крайней необходимости при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества и государства.

    Четкие и измеримые критерии и порядок диагностики каждого из указанных состояний отсутствуют. По факту, любое животное при желании можно признать чрезмерно страдающим или же - угрожающим интересам общества и эвтанизировать, при этом, проверить обоснованность принятия такого решения будет невозможно.

    Наличие в ТЗ такого широкого и недостаточно четко определенного перечня оснований для умерщвления могут на практике приводить к признанию всех или большинства животных чрезмерно страдающими, больными или несущими угрозы, что сводит к нулю всю гуманность, зафиксированную в ТЗ.

    • Помимо этого, вызывает недоумение порядок формирования НМЦК: при расчете НМЦК заказчики исходят из гипотезы о том, что у двух третей или даже у подавляющего большинства отловленных животных будут выявлены основания для эвтаназии: то есть они неизлечимо больны, нежизнеспособны и угрожают обществу и государству. Некоторые заказчики даже делают расчет исходя из того, что у 250 из 254 животных будут выявлены основания для умерщвления.

    Очевидно, что если бы две трети или почти вся популяция безнадзорных животных были больны или нежизнеспособны, они бы не выжили. Наряду с этим, крайне маловероятно, что все животные угрожают интересам общества и государства.

    Некоторые заказчики применяют данную необоснованную гипотезу только для расчета НМЦК, а некоторые включают в ТЗ точное число животных, которые должны быть усыплены, что еще более критично.

    Таким образом, объявляемые в регионе закупки либо прямо указывают на умерщвление всех отловленных животных, либо же предусматривают в ТЗ полный «гуманный» комплекс мероприятий, при этом, давая широкие и непроверяемые основания для эвтаназии, а также формируя НМЦК исходя из умерщвления большинства животных (чем давая неверный посыл подрядчикам).


    Дата подготовки Справки - 15.04.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ