В разработке
скоро здесь появится информация
РЕСПУБЛИКА
АДЫГЕЯ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Республики Адыгея и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Республике Адыгея
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Республики Адыгея от 24.07.2009 г. № 279 «О регулировании отдельных вопросов в области ветеринарии на территории Республики Адыгея»
Ознакомиться с Законом


2. Постановление Кабинета министров Республики Адыгея от 2 апреля 2012 года № 76 «О порядке отлова и содержания безнадзорных животных» (с изменениями на 27.09.2015)
Ознакомиться с Постановлением


3. Кроме того, в 2010 году в Республике рассматривался проект закона «О содержании собак в Республике Адыгея», но Закон не был принят.
Ознакомиться с Проектом
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Республики Адыгея от 24.07.2009 г. № 279 регулирует отдельные вопросы в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

В соответствии с Законом, организация проведения на территории Республики Адыгея мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных относится к полномочиям Кабинета Министров Республики Адыгея.

Данный Закон не определяет порядок и метод регулирования численности безнадзорных животных.


2.Постановление Кабинета министров Республики Адыгея от 2 апреля 2012 года № 76 определяет порядок отлова и содержания безнадзорных животных.

  • Необходимо подчеркнуть, что данное Постановление является кратким, зафиксированные в нем нормы изложены фрагментарно и недостаточно полно.
  • Введен ряд запретов при отлове, а именно, запрещено:
  1. жестокое обращение с животными;
  2. применение методов отлова с использованием технических приспособлений и препаратов, травмирующих безнадзорных животных или опасных для их жизни;
  3. содержание отловленных безнадзорных животных в транспортных средствах более 8 часов.
При этом, отсутствует прямой запрет на отлов исключительно с целью умерщвления, а также отсутствует указание на необходимость исключительно гуманного регулирования численности. Метод регулирования не закреплен.

  • Зафиксировано, что безнадзорные животные после отлова помещаются в пункт содержания, где они подлежат обязательному осмотру и освидетельствованию специалистами организаций, подведомственных Управлению ветеринарии Республики Адыгея. При этом, не установлен срок, не позднее которого данный осмотр должен быть произведен.
  • При этом, не прописаны требования к этапу транспортировки животных с места отлова в пункт временного содержания, а также отсутствуют требования к специализированному автомобилю и его оснащению.
  • Зафиксировано, что содержание безнадзорных животных включает уход за ними, кормление, вакцинацию, ветеринарную обработку. При этом, требования к проведению данных мероприятий не закреплены. Также не закреплена обязанность оказания экстренной помощи нуждающимся в ней животным.
  • Отсутствует указание не необходимость ведения учета всех мероприятий, проводимых с животными.
  • Зафиксировано, что отловленные безнадзорные животные прививаются против бешенства. Вакцинацию безнадзорных животных проводят сотрудники станций по борьбе с болезнями животных по заявке специализированной организации.
  • Таким образом, Постановлением не определен порядок регулирования численности популяции безнадзорных животных, процедура стерилизации (кастрации) не закреплена в качестве обязательной для проведения, упущены из внимания ряд важных этапов.
  • Помимо этого, не зафиксированы основания для выбытия животного из пункта временного содержания, не предусмотрен возврат в среду обитания. Не установлена длительность содержания в пункте временного содержания.
  • Не прописаны показания для эвтаназии животных.
  • Отсутствует указание на необходимость проведения мониторинга численности популяции для объективного понимания ситуации и объявления соответствующих закупок.
  • Отсутствует требование о проведении разъяснительной и профилактической работы с населением, направленной на формирование гуманного и ответственного отношения к животным.
Очевидно, что данное Постановление не в полной мере регламентирует мероприятия, проводимые с безнадзорными животными, изобилует упущениями, самым важным из которых справедливо назвать отсутствие указания на необходимость стерилизации животных.


3. В 2010 году в Республике Адыгея рассматривался проект закона «О содержании собак в Республике Адыгея». Текст законопроекта был подготовлен, но Закон не был принят.

Необходимо отметить, что текст законопроекта является более качественно проработанным и подробным в сравнении с рассмотренным выше Постановлением.

В Законопроекте прописаны обязанности владельцев животных, порядок содержания животных, в этом смысле его можно назвать передовым.

Вместе с тем, собственно мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных прописаны достаточно сжато, к формулировкам возникают замечания. В частности, в законопроекте указано: «Регулирование численности собак может производиться путем установления ограничений на племенное разведение, стерилизации или умерщвления». Несовсем ясно, каким образом на практике будет применяться и трактоваться союз «или»: кто и на каких основания будет определять, применять ли метод стерилизации или же умерщвления, особенно с учетом того, что второй метод более дешевый, простой и коррупциогенный.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Республике Адыгея

    (Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018 год)
    Ситуация с закупками на регулирование численности безнадзорных животных является негативной по следующим обстоятельствам:

    • Закупки на регулирование численности не размещаются в Единой информационной системе в сфере закупок: за 2018 год в ЕИС размещены только 2 закупки.

    Таким образом, численность либо не регулируется в достаточном объеме, либо же (что более вероятно) заключаются прямые контракты, содержание и степень гуманности которых вызывает опасения.

    • В объявляемых закупках обращает на себя внимание крайне низкая цена за комплекс услуг в отношении животного - 1600 руб.

    Очевидно, что за данную цену невозможно осуществить гуманное регулирование, включающее осмотр, содержание, карантинирование, вакцинацию и стерилизацию.

    • Качество подготовки закупочной документации вызывает целый ряд вопросов: она изложена нечетко, кратко, не соответствует требованиям к оформлению.

    Очевидно, что опираясь на такую документацию невозможно качественно и объективно осуществлять контроль и приемку услуг от подрядчика.

    • В закупочной документации заказчиками применяется термин - «метод иммобилизации». Исходя из контекста, под данным методом понимается умерщвление животных.

    Закупки не предполагают комплекса услуг, включающего содержанию, стерилизацию и вакцинации, сводятся к отлову животных вникуда и умерщвлению.

    Таким образом, ситуация с качеством, прозрачностью и законностью регулирования в данном регионе является негативной, требует коррекции.


    Дата подготовки Справки - 05.02.2019 г.
    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ